ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Педагог – психолог : Усова С. Н.
Профилактика (prophylaktikos предохранительный) термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не "запугивая" детей и подростков. Основной акцент позитивной профилактики - развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивости, воспитание личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.
Основная цель профилактических мероприятий – изменение поведения с рискованного на безопасное, полезное поведение. Информация в профилактической деятельности должна быть: -достоверной, -соответствующей реальности, -полной, -доступной, -помещенной в нужном контексте, -систематизированной, -дозированной, -соответствующей ситуации в обществе, -направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.
В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики: Первичная профилактика система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска. Вторичная профилактика комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву явления. Третичная профилактика – действия, направленные на профилактику рецидивов.
Цели первичной профилактической деятельности: - изменение ценностного отношения детей и молодежи к употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде. -сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ за счет пропаганды здорового образа жизни.
Задумайтесь… По данным Государственного научного центра психиатрии и наркологии среди подростков от 14 до 18 лет : Спиртные напитки употребляют : 88% мальчиков, 93% девочек ; употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни : 56% мальчиков, 20% девочек.
Психоактивные вещества Любое химическое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводит к изменению психического состояния.
Психоактивные вещества (ПАВ): алкоголь ; табакокурение ; наркотики ; токсикомания.
Причины Социально-экономическое неблагополучие семьи;Социально-экономическое неблагополучие семьи; Неудовлетворенность жилищными условиями;Неудовлетворенность жилищными условиями; Безработность родителей;Безработность родителей; Отсутствие в семье единых норм поведения;Отсутствие в семье единых норм поведения; Семейные конфликты;Семейные конфликты; Генетическая предрасположенность Генетическая предрасположенность к употреблению алкоголя; к употреблению алкоголя; Неудачи в учебе;Неудачи в учебе; Общение с наркозависимыми лицами;Общение с наркозависимыми лицами; Социальное окружение сверстников;Социальное окружение сверстников; Косвенная реклама наркотиков в Интернете, рок-музыке, видеофильмах.Косвенная реклама наркотиков в Интернете, рок-музыке, видеофильмах.
Факторы, способствующие приобщению к ПАВ Подражание старшим и авторитетным сверстникам;Подражание старшим и авторитетным сверстникам; Неустойчивость характера;Неустойчивость характера; Протестные реакции «назло»;Протестные реакции «назло»; Любопытство;Любопытство; Подчинение угрозам;Подчинение угрозам; Агрессивность;Агрессивность; Отсутствие интересов.Отсутствие интересов.
Стадии III стадия является итогом многолетнего течения болезни. В подростковом возрасте ее развитие не успевает достичь III стадии. Основным признаком II стадии алкоголизации и наркомании считается развитие физической зависимости и связанного с ней выраженного абстинентного синдрома при перерыве регулярного злоупотребления. Основным признаком I стадии является индивидуальная психическая зависимость.
Основные направления работы по профилактике: 1. Работа с детьми; 2. Работа с родителями.
Работа с детьми: Воспитательная работа повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов, развитие сети дополнительного образования, расширение сети спортивных секций. Оздоровительное воспитание – пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек Формы работы: Физкультминутки на каждом уроке День здоровья (1 раз в четверть) День профилактики (2 раза в год) Тематические классные часы Круглые столы Факультативный курс Поговорим о правильном питании Мастер-класс Ролевые игры Конкурс агитбригад Мы за здоровый образ жизни Общественные меры борьбы – привлечение общественности к работе. В рамках Дней профилактики в проведении мероприятий с учащимися участвуют: Медицинский персонал Сотрудники ОВД Управление образования Сотрудники органов служб системы профилактики
Работа с родителями Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Формы работы: -общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, медицинских работников. - родительский всеобуч по тематике "Здоровый ребёнок - здоровое общество". - заседания общешкольного родительского комитета. -индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Альтернатива ПАВ Крепкие семейные узы;Крепкие семейные узы; Активная роль родителей в жизни детей;Активная роль родителей в жизни детей; Ведение здорового образа жизни;Ведение здорового образа жизни; Совместные семейные походы и праздники;Совместные семейные походы и праздники; Семейные традиции;Семейные традиции; Вовлечение ребенка в разные кружки, секции.Вовлечение ребенка в разные кружки, секции.
КАК НЕЛЬЗЯ ЗАНИМАТЬСЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ Проводить конкурсы рисунков, плакатов в с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики.
НЕЛЬЗЯ ! Предоставлять учащимся информацию: о действии психоактивных веществ; способах приготовления или приобретения ПАВ; демонстрировать наркоманскую атрибутику; упоминать названия наркотических веществ (при проведении массовых мониторинговых исследований или включение в предметное содержание тем уроков); обсуждать состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики; использовать наркоманский сленг.
НЕЛЬЗЯ ! Приглашать «бывших» наркозависимых молодых людей в целях профилактических бесед.
НЕЛЬЗЯ ! Организовывать или принимать участие в мероприятиях, акциях антинаркотической направленности, с содержанием которых, вы не ознакомлены или они не согласованы с компетентными органами.
« Не навреди !» Подача материала должна учитывать первоначальный уровень информации каждой конкретной группы учащихся о психоактивных веществах с тем, чтобы не спровоцировать интерес к еще неизвестным в данной аудитории видам наркотиков и фактам их применения.
ПРИВЕТСТВУЕТСЯ ! Использование при разработке методических материалов по профилактике злоупотребления ПАВ проверенных и стандартизованных источников, рекомендованных Министерством образования РФ. Использование тренинговых и интерактивных методов профилактической работы (моделирование ситуаций, ролевые игры, фокус-группы, дискуссии, обратная связь, подкрепление). Соответствие возрастным категориям.
ПРИВЕТСТВУЕТСЯ ! Направленность профилактического антинаркотического мероприятия на воспитание социально-позитивного отношения к обществу, к сверстникам, к своей школе. Сквозная направленность проекта по профилактики наркозависимости с вовлечением участников всего образовательного пространства (педагогический коллектив, учащиеся и их родители).