Инструкция к выполнению заданий На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Для выполнения задания 3 используйте линейку и карандаш. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Желаем успеха!
Задание 1 Рассмотрите изображение шмеля и выполните задания С помощью какого органа шмель способен различать цвета? Ответ: _____________________ 1.3. В приведённом ниже списке названы органы насекомого. Все они, за исключением одного, участвуют в опылении цветковых растений и сборе нектара. Выпишите название органа, который «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор. Хоботок, лапки, «корзиночка», жало. Ответ: ______________________________________ 1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке конечности, брюшко, усики, крылья шмеля.
Задание 2 Процесс формирования шмеля включает в себя следующие этапы: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса. Размножение, развитие, питание, дыхание, раздражимость. Ответ: ______________________________
Задание 3 Рассмотрите изображение и опишите лист одуванчика по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш. А. Тип листа 1) черешковый 2) сидячий Б. Жилкование листа 1)А - параллельное 2)Б - дуговидное 3)В - пальчатое 4)Г - перисто-сетчатое
Задание 3 В. Форма листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части Запишите в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами: АБВ
Задание 4 Липа – дерево, произрастающее в средней полосе России. Разные органы этого растения могут использоваться человеком, например, при производстве мебели (А), а также при приготовлении чая, различных лечебных отваров (Б). Запишите названия органов растения, которые используются в каждом случае.
Задание 5 Ученик на уроке изучал устройство микроскопа и делал соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на рисунке он обозначил буквой А?
Задание 6 Выберите из приведённого ниже списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ Для образования органических веществ в листе необходима вода, которую растение получает из почвы с помощью ______(А). Вода с минеральными солями поступает вверх к листьям. В хлоропластах листа из ______(Б) и воды образуется ______(В). Список слов: 1) стебель, 2) корень, ) кислород, 4) углекислый газ 5) глюкоза, 6) минеральная соль. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. АБВ ОТВЕТ:
Задание Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы. В каком органе растения содержится меньше всего этого ядовитого вещества? Плод какого сорта картофеля самый ядовитый? Какой сорт картофеля содержит ядовитого вещества в плодах меньше, чем в листьях и стеблях?
Задание Ниже приведены фотографии клубней картофеля и плоды его ближайших родственников – растений, которые входят с ним в одну группу – «Паслёновые растения». Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.
Задание Эти растения давно выращиваются и используются человеком для изготовления продуктов питания и различных предметов. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите название соответствующего растения, которое используют в каждом случае.
Задание 8 Прочитайте текст и выполните задания. (1)Глухарь обыкновенный весит до 5 кг. (2)Он встречается в глухих местах хвойных и смешанных лесов Евразии. (3)Оперение глухаря тёмное с металлическим оттенком, брови ярко-красные, перья под клювом образуют своеобразную бороду. (4)Глухарки пёстрые, в их окраске преобладают бурые тона; они высиживают яйца и заботятся о птенцах. (5)Взрослые глухари потребляют в основном растительную пищу, зимой кормятся хвоей сосны или ели. (6)Полёт глухаря тяжёлый, шумный, летит он обычно над самым лесом В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что глухарь обыкновенный относится к группе птиц? Запишите номера выбранных предложений. Ответ: ______________________________
Задание Сделайте описание большого пёстрого дятла по следующему плану. А) В сравнении с обыкновенным глухарём дятел крупнее / мельче. Ответ: _________________________ Б) Какую окраску оперения тела имеет дятел? Ответ: _________________________ В) Чем питается дятел? Ответ: _________________________
Система оценивания проверочной работы Правильный ответ на каждое из заданий 1.2, 2, 4 и 5 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на каждое из заданий 3, 6, 7.2, 7.3, 8.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.