Учёт возрастных особенностей детей в младшем школьном возрасте при занятиях легкой атлетикой Подготовила Кельгаева П. 1 Москва 2014 Презентация на тему
2 АНАТОМО - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (7-12 лет )
3 В младшем школьном возрасте продолжает развиваться и совершенствоваться центральная нервная система; совершенствуется прежде всего анализаторская и синтезирующая деятельность коры головного мозга, закрепляются реакции активного торможения что связано и с увеличением массы головного мозга (примерно в 3 раза к 7 годам), и с совершенствованием структуры коры головного мозга-к 8 годам кора головного мозга похожа по строению на кору головного мозга взрослого человека. В этом возрасте у детей вырабатываются активные тормозные процессы, достаточно легко формируются сложные условные рефлексы.
4 Кожа детей этого возраста гладкая, эластичная, розовая, покрыта небольшим количеством пушковых волос. Сальные и потовые железы функционируют. Основные функции кожи выражены в достаточной мере.
5
6 Дыхательная система На протяжении всего периода, так же как и в более раннем возрасте, появляются новые ядра окостенения в некоторых костях, в частности в костях кисти, в других эти процессы заканчиваются, т.е. достаточно интенсивно происходят процессы окостенения костей скелета, замена хрящевой ткани костной. Лишь к концу этого периода, к 1112 годам, внешнее строение и гистологическая структура приближаются к характеристикам кости взрослого человека. К этому же возрасту меняется форма грудной клетки, она переходит в положение как бы максимального вдоха. Кости таза растут достаточно интенсивно до 6 лет. В младшем школьном возрасте, особенно в его начале, происходит относительная стабилизация размеров таза, сменяющаяся интенсивным его развитием у девочек в периоде полового созревания, начало которого приходится на младший школьный возраст. С 89 лет у детей укрепляются связки, усиливается мышечное развитие, отмечается значительный прирост объема мышц, быстро восстанавливается работоспособность мышц, что связано с хорошим развитием кровеносной сети и интенсивным обменом, способствующим вымыванию из мышц молочной кислоты, именно на возраст 79 лет приходятся наивысшие показатели восстановления работоспособности мышц. После 10 лет интенсивно происходит и совершенствование сложности, точности и координации движений, особенно мелких мышц.
7 Органы дыхания в этом периоде жизни получают дальнейшее развитие. Так, к 89 годам развивается пещеристая ткань носа, к 712 решетчатая пазуха носа. Отличительной особенностью в развитии дыхательной системы в этом периоде является значительное увеличение размеров бронхов, легких, увеличение количества альвеол, а также их диаметра и площади. К 12 годам количество альвеол примерно в 9 раз больше, чем у новорожденного, увеличивается и масса созревшей ткани легкого, что в конечном итоге приводит к увеличению площади соприкосновения легочной ткани с воздухом. Развиваются коллатеральные пути вентиляции, включая поры между альвеолами и бронхиолами. На этот период возрастной биографии приходится 4-я, заключительная стадия развития легких. Вследствие увеличения массы созревшей легочной ткани, увеличения площади альвеол уменьшается частота дыхательных движений до 1820 в минуту.
Из особенностей развития сердечно - сосудистой системы в этот период можно отметить относительно медленные темпы роста сердца. На период от 7 до 12 лет приходятся время наименьшей энергии его роста, но происходят окончательная дифференцировка тканей сердца, обогащение эластической и соединительной тканью, утолщение мышечных волокон. В конце младшего школьного возраста масса сердца девочек временно превышает массу сердца мальчиков, в остальные же возрастные периоды масса сердца у мальчиков больше, чем у девочек. Необходимо отметить, что в этот период ширина сердца удваивается по сравнению с периодом новорожденное. Продолжается и развитие сосудов. Именно в этом возрасте происходит выравнивание диаметров аорты и легочной артерии, в последующем диаметр аорты превышает диаметр легочной артерии. Структура сосудов становится такой же, как у взрослых. 8 Сердечно - сосудистая система
Органы пищеварительной системы отличаются быстрым ростом, и в первую очередь это касается желудка : его емкость к 1012 годам составляет мл, а вот кишечник растет относительно медленно. К этому же возрасту устанавливаются свойственные взрослым пропорции между отдельными частями желудка. Поджелудочная железа к возрасту 610 лет достигает массы 3036 г, что в 1,52 раза меньше массы поджелудочной железы взрослого, к 1012 годам поверхность ее становится бугристой вследствие выделения границ долек. Печень после 7 лет не выступает из - под реберной дуги, а морфологическое и гистологическое ее строение становится таким же, как у взрослых, к 8 годам. 9 Пищеварительная система
10 Система кроветворения в младшем школьном возрасте приобретает черты, характерные для взрослого.
Орган зрения полностью сформирован, до 10- летнего возраста прирост преломляющих свойств глаза при переводе взора с удаленного предмета на более близкий выше, чем у взрослых. В последующих возрастных периодах объем аккомодации снижается. В этом возрасте продолжается развитие слухового восприятия, что приводит к увеличению звуковой чувствительности. Продолжают развиваться и вкусовые ощущения. Ребенок в этом возрасте способен различать не только основной вкус, но и градации концентраций и соотношения между компонентами различного вкуса. 11 Система анализаторов
12
13 Дети этой возрастной группы достаточно интенсивно развиваются, причем начинается четкое половое различие в физическом развитии, т.е. имеются различия между мальчиками и девочками по типу роста и созревания, по формированию специфического для каждого пола телосложения. Физическое развитие и в этом периоде характеризуется высокими темпами нарастания роста, массы тела, увеличением окружности головы и грудной клетки. Темпы роста в разные возрастные периоды различны. На младший школьный возраст приходится первое ускорение роста у девочек (после 6 лет; для мальчиков первое ускорение роста приходится на дошкольный период), а также второй период ускоренного роста, который наблюдается у девочек с 8.5 лет с максимумом в возрасте 1112 лет. У мальчиков в младшем школьном возрасте сначала наблюдается стабилизация роста, а затем до конца периода умеренное равномерное вытяжение примерно до 13 лет. При этом рост у детей в этот возрастной период идет преимущественно за счет нижних конечностей (у мальчиков в 1011 лет, у девочек в 8.5 лет), а с 1112 лет наступает пик роста для туловища. За время препубертатного ростового скачка абсолютный прирост длины тела у мальчиков составляет 4748 см, у девочек 3638 см.
14 В этом же возрастном периоде происходит нарастание массы тела вследствие увеличения мышечной массы и развития костей скелета. Темпы нарастания массы тела также не являются строго равномерными в разные возрастные периоды: одним из этапов возрастной биографии, когда наблюдается энергичное нарастание массы тела, является период младшего школьного возраста, особенно это характерно для девочек. В возрасте 912 лет ежегодные прибавки массы у них достигают 2,5 4,5 кг, до этого возраста масса мальчиков несколько превышает массу девочек, с наступлением периода полового созревания девочки по этому показателю опережают мальчиков. Отрицательное влияние на физическое развитие могут оказать различные заболевания ребенка, которые являются характерными для этого периода: инфекционные, желудочно-кишечные, аллергические. На физическом развитии младших школьников сказываются также занятия в школе, ограничивающие движения детей, сказывающиеся на осанке, на зрении ребенка.
В младшем школьном возрасте возрастает функциональная активность ряда эндокринных желез, в частности щитовидной железы и гипофиза, а также надпочечников и половых желез, что обусловливает ускорение развития половых признаков. В младшем школьном возрасте это касается в большей степени девочек, хотя и у мальчиков к концу периода отмечаются процессы активизации половых желез, вызывающие появление признаков полового созревания. 15 Эндокринная система
Необходимым условием правильного усвоения всякого знания, в том числе и физических упражнений, является внимание. Девяти - десятилетние дети обладают непроизвольным вниманием, произвольное же внимание неустойчиво. Недостаточно развиты процессы распределение и переключение внимания. Волевые процессы и волевые качества получают все большее развитие в данном возрасте. Учащиеся лет характеризуются возрастающей потребностью в познании самих себя, потребностью иметь более достоверное представление о самих себе, которое тесно связано с отношением к себе, т. е. с самооценкой. У детей лет она находится в стадии формирования. 16 Психологические особенности детей в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности. 17
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития многих физических качеств, в частности, скоростно - силовых способностей и координации. В данном возрасте организм человека требует, прежде всего, разностороннего развития. Поэтому средства физической культуры должны быть направлены на комплексное развитие всех физических качеств. Такая форма физкультурно - оздоровительной деятельности способствует укреплению здоровья, воспитанию физических качеств, позволяет проводить спортивную ориентацию в виды спорта для дальнейших занятий в группах начальной подготовки ДЮСШ. 18 Особенности физической подготовки детей в младшем школьном возрасте
19