Интегрированный урок А.М.Горький – «…отец и наставник Человеков на земле»
ЦЕЛИ УРОКА: Расширить представления о личности Горького; Расширить представления о личности Горького; Пробудить желание к высказыванию собственной точки зрения; Пробудить желание к высказыванию собственной точки зрения; Проверить знания по творчеству писателя; Проверить знания по творчеству писателя; Закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами; Закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами; Развить устную и письменную речь учащихся. Развить устную и письменную речь учащихся.
ЭПИГРАФ: Горький – трибун, поэт, бунтарь, отец и наставник Человеков на земле. Л. Леонов Л. Леонов
Л.Леонов «… По собственному опыту известно нам, насколько необязательны для потомков дедовские кумиры и привязанности. Но только всякий раз, оглянувшись на наш век с его незатухающим заревом великих битв, эпохальных сожжений... на пути в землю обетованную, они среди прочих исполинских теней... различат и характерную сутуловатую фигуру Максима Горького... Из-под козырька прижатой ко лбу ладони, с той же неповторимой, чуть иронической одобрительной улыбкой он будет испытующе всматриваться вослед им, все вперед и дальше уходящим поколеньям, в которые он так верил - трибун, поэт, бунтарь, отец и наставник Человеков на земле.»
В.Ф.Ходасевич Он вырос и долго жил среди всяческой житейской скверны. Люди, которых он видел, были то ее виновниками, то жертвами, а чаще и жертвами, и виновниками одновременно. Естественно, что у него возникла (а отчасти была им вычитана) мечта об иных, лучших людях. Потом неразвитые зачатки иного, лучшего человека научился он различать кое в ком из окружающих......На своем веку он прочел колоссальное количество книг и запомнил все, что в них было написано. Память у него была изумительная. Иногда по какому-нибудь вопросу он начинал сыпать цитатами и статистическими данными.
А.А.Блок...Если и есть реальное понятие Россия, или лучше, Русь, помимо территории, государственной власти, государственной церкви, сословий и пр., то есть если есть это великое, необозримое, просторное, тоскливое и обетованное, что мы привыкли объединять под именем Руси, то выразителем его приходится считать в громадной степени Горького....Горький более того, чем он хочет быть и чем он хотел быть всегда, именно потому, что его интуиция глубже его сознания: неисповедимо, по роковой силе своего таланта, по крови, по благородству стремлений, по бесконечности идеала (слова В. В. Розанова) и по масштабу своей душевной муки, Горький - русский писатель
Репродукции картин русских художников
Кому принадлежат слова, ставшие афоризмами, назвать произведение. В жизни всегда есть место подвигам. В жизни всегда есть место подвигам. Красивые - всегда смелы. Красивые - всегда смелы. Что сделаю я для людей? Что сделаю я для людей? Во что веришь, то и есть. Во что веришь, то и есть. Все - в человеке, - все - для человека! Все - в человеке, - все - для человека!
Домашнее задание Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве темы один из предложенных вам афоризмов. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве темы один из предложенных вам афоризмов.