Международные организации регулирующие деятельность водного транспорта Презентацию подготовила Бешенова Екатерина, Б1307
Международные транспортные организации возникли в конце XIX века. Они разрабатывают проекты конвенций, унифицированных правил и технических регламентов. Для рассмотрения и принятия конвенций международные организации созывают дипломатические или иные конференции. 2
Возможна классификация международных транспортных организаций в зависимости от видов транспорта, функционирование которых является объектом их деятельности. В рамках этого критерия следует выделит пять классификационных групп. 1) автомобильный 2) железнодорожный 3) воздушный 4) морской 5)речной 3
Международная морская организация ИМО создана в 1949 г. Одна из ее основных целей - поощрение устранения дискриминационных мер и излишних ограничений со стороны правительств, затрагивающих международное торговое судоходство, с тем чтобы мировая торговля могла без дискриминации пользоваться услугами судоходства. В рамках данной организации разработаны и приняты Афинская конвенция о перевозке пассажиров и их багажа морем 1974 г. (дополнена в ноябре 1976 г.). Международная конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. (в дальнейшем неоднократно дополнена) и др. 4
Комитет по морским перевозкам Функционирует в рамках ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). Активно занимается проблемами организации и осуществления внешнеторгового мореплавания. Ему принадлежит авторство международной регламентации конференциальной системы, завершившейся в 1974 г. принятием Кодекса поведения линейных конференций. 5
Комитет закрепил в Кодексе концепцию открытых линейных конференций с преимущественным правом участия национальных судоходных линий стран, торговля которых обслуживается конференцией. Кроме того, в нем отражены принципы распределения перевозок и фрахта, функционирование механизма консультаций конференций с грузоотправителями и их организациями. 6
Активное воздействие на формирование и совершенствование нормативной базы, регулирующей деятельность морского транспорта, оказывают ИМКО, а также две неправительственные организации – БИМКО и ММК. 7
Межправительственная морская консультативная организация ИМКО подготовила Конвенцию по облегчению международного морского судоходства. В рамках ИМКО разработана Афинская конвенция, посвященная морским перевозкам пассажиров, багажа и ручной клади. 8
Балтийская и международная морская организация Весьма активно действует БИМКО. Занимаясь вопросами фрахтования морских судов, эта организация подготовила и издала ряд документов, регулирующих порядок фрахтования. Например, БИМКО выработал достаточно простые формы фрахтования судов на основе проформ чартера. БИМКО публикует используемые в чартере оговорки, а также дает их толкование. Юридическая сила рекомендованных БИМКО проформ имеет особенность: они обязательны для членов этой организации и не могут считаться обязательными для тех перевозчиков, которые в ней не состоят. 9
Международный морской комитет Что касается ММК, то он специально создан для изучения правовых проблем торгового мореплавания и разработки наиболее значимых договоров и соглашений. Так, под эгидой ММК была принята Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Гаагские правила). Позже ММК подготовил новый проект соглашения о коносаменте. Этот документ стал основой Брюссельского протокола, принятого 23 февраля 1968 г. (Правила Висби), который внес ряд изменений в Брюссельскую Конвенцию 1924 г. 10
В области речного транспорта наиболее активно работают такие международные организации, как Дунайская комиссия и Центральная комиссия судоходства по Рейну. Они занимаются вопросами разработки проектов соглашений по упрощению правил перевозки пассажиров, багажа, грузов, установления единообразных норм, связанных с осуществлением таможенных, санитарных, фитосанитарных и других административных процедур. 11
Таким образом, только в области морского транспорта действует свыше 100 организаций. Их влияние на развитие международного морского транспорта и использование его в торговом мореплавании весьма существенно. Они также воздействуют на развитие морского права, в том числе, путем разработки различных проектов международных договоров и соглашений, подготовки морских регламентов, положений, руководств, правил перевозки пассажиров, багажа, грузов, разработки проформ транспортных перевозочных документов. 12
Источники 1. ponyatie-mezhdunarodnich-perevozok/mezhdunarodnie-transportnie- organizatsii 2. anizatsii_vidov_transporta 3. mejdunarodnyih html 13