Определение, объект, предмет и задачи медицинской психологии Разделы медицинской психологии Сферы приложения медицинской психологии Практические задачи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности»
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ.
Психологические вопросы лечения и реабилитации. Психотерапевтические приемы направлены: Восстановление личностного и социального статуса больного с помощью.
Отрасли научной психологии : 1.Фундаментальная психология 2.Прикладная психология.
Основы невропатологии и психиатрии. Задание: дать определения наукам, назвать основоположников. невропатология нейропсихология нейропатология психиатрия.
Вводная лекция. нейропсихология патопсихология психосоматика психология аномального развития ( дизонтогенез психики ) психокоррекция и психотерапия.
Титульный лист Магнитогорск, 2010 Гребенщикова Ольга, группа 402 Психогигиена.
Клинический (медицинский) психолог Специалист с высшим психологическим образованием по специальности «психология» и получивший дополнительную подготовку.
Курс "Медицинские специальности" Яппарова Т.В., учитель биологии МОУ "СОШ Урок 1 Терапия, педиатрия.
Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт педагогики и психологии.
Психосоматические расстройства. ПСИХОСОМАТИКА ГИПЕРТОНИИ Выполнила студентка отделения Лечебное дело.

Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Современная медицина Подготовила ученица 2 класса Б МОУ « Первомайская сош » Астраханцева Юлия р.п.Первомайский Тамбовской области Руководитель Чермошенцева.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
С Р С на тему : « Профилактические мероприятия неврологических заболеваний в клинике нервных болезней.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся классов коррекционного обучения Основная цель, задачи и задачи и содержание работы.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока.
Транксрипт:

Определение, объект, предмет и задачи медицинской психологии Разделы медицинской психологии Сферы приложения медицинской психологии Практические задачи и функции медицинской психологии Методы исследования Краткая история медицинской психологии

Что такое медицинская психология? Термин «психология» образован от греческого psyche – душа, logos – учение. Предмет изучения – психический мир человека. Термин «клинический» исходит от греческого kline, что означает постель, больничная койка. В современной психологии термины «клиническая» и « медицинская» тождественны и в нашей стране используются как синонимы.

Клиническая (медицинская) психология является разделом специальной психологии. Основным ее содержанием как науки, стоящей на пересечении медицины и психологии, является, по Э.Кречмеру (1922), психологический анализ природы болезней. Клиническая (медицинская) психология – это наука, изучающая: психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями; методы и способы диагностики психических отклонений; дифференциации (различения) психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов; психологию взаимоотношений пациента и медработника; психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам; теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

Клиническая психология имеет свой предмет исследования и является до известной степени самостоятельным разделом как психологических, так и медицинских знаний. Она тесно связана с целями и задачами практической медицины. Изучение клинической психологии невозможно без знания основ клинической медицины, а также смежных дисциплин, например, анатомии, общей патологии, гигиены и др. Наряду с этим, клиническая психология никогда не утрачивает связи с родственными ей другими психологическими и общественными дисциплинами – общей психологией, социологией, этикой и др.

Медицинскую психологию подразделяют на общую и частную Общая изучает: основные характеристики психологии больного человека и разграничение нормальной, временно измененной и болезненной психики; внутренняя картина болезни, варианты реакций личности на болезнь и их значение для лечебно диагностического процесса; психология врачебной деятельности; взаимоотношения врач–сестра–больной; учение о психосоматических и соматопсихических взаимовлияниях; учение об индивидуальности (темперамент, характер, личность), этапах ее постнатального онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст) и особенностях психологии человека в разные возрастные периоды; медицинская деонтология, включая вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны. психогигиена, психопрофилактика, психологическое консультирование и методы экспериментально психологической оценки психического состояния больного, психокоррекция и психотерапия, обеспечивающие предупреждение и устранение психических расстройств у больного.) Психогигиена - психология медицинских советов и консультаций, психология семьи, психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (например, пубертатный, климактерический), психологию брака и половой жизни.

Частная медицинская психология изучает конкретного больного: особенности психических процессов у психических больных; психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период; особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.); психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.); особенности психики больных при проведении трудовой, военной судебной экспертизы; психику больных алкоголизмом и наркоманией; частную психотерапию.

Объектом изучения медицинской психологии, так же как и медицины является человек Предметом медицинской психологии являются психологические факторы, влияющие на возникновение и протекание болезней, личность пациента, личность медицинского работника и системы отношений в медицинском учреждении. Медицинская психология также изучает изменение психологических процессов и психологического склада личности под влиянием болезни.

Основными задачами медицинской психологии является поддержание здоровой жизни человека, профилактика, лечение болезней и облегчение страданий пациентов. Работа с пациентами заключается не только в лечении физических недугов, но и умении разобраться в психологии пациента, особенно в тех отклонениях которые появляются как психические болезни

Изучение психологических аспектов возникновения, течения, исхода, лечения и профилактики заболеваний Исследование влияния тех или иных болезней на психическое состояние человека Изучение нормы и патологи психической деятельности, нарушений развития психики Изучение психологических аспектов отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой Изучение психологических аспектов практической деятельности медицинского учреждения, врачей и медицинского персонала Разработка принципов и методов диагностики психических отклонений у людей, страдающих различными заболеваниями Разработка психотерапевтических, психокоррекционных и психопрофилактических способов помощи пациентам и профилактики заболеваний

Среди важных проблем медицинской психологии – выделяют взаимодействие психических, соматических, телесных и физиологических процессов. Основные проблемы медицинской психологии: Анализ влияния психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней; Исследование влияния болезней на психику и поведение человека; Изучение проявлений и динамика нарушений психики при различных заболеваниях; Исследование влияния взаимоотношений пациента с мед. персоналом и окружающей средой на процесс выздоровления.

Заключается в улучшении необходимых контактов медперсонала с больными, в быстрейшем и наиболее полном выздоровлении, предупреждении болезней, охране здоровья, воспитании гармоничной личности. Медицинская психология широко изучает весь диапазон благотворных или пагубных влияний на личность человека, воздействие характера межличностных отношений на его здоровье и возникновение болезней.

Изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга. Это дисциплина, которая изучает мозговую организацию психической деятельности человека и её нарушения при локальных поражениях мозга: агнозии (зрительные, тактильные, слуховые); апраксии, афазии, амнезии. Нейропсихология изучает также нарушения внимания, мышления и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях головного мозга.

Психосоматика - это направление медицинской психологии, которое занимается изучением влияния психических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний. Термин «психосоматика» предложен в 1818 г. врачом Иоганом Августом Хейнротом. Якоби в 1822 г. ввёл термин «соматопсихический», подчеркивая приоритет телесного в возникновении некоторых заболеваний.

язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; -неспецифический язвенный колит; -бронхиальная астма; -тиреотоксикоз (Базедова болезнь); -нейродермит; яязвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; -неспецифический язвенный колит; -бронхиальная астма; -тиреотоксикоз (Базедова болезнь); -нейродермит; -гипертоническая болезнь; -ревматоидный артрит. -гипертоническая болезнь; -ревматоидный артрит.

Психосоматическая болезнь - это психологическая надстройка в душе человека, попытка найти выход из безвыходной ситуации, последний шанс разрешить иначе не разрешимую проблему. Человек болеет для того, чтобы получить те или иные преимущества в жизни, которые он может получить только благодаря какому-то не дугу. Назначается огромное количество химических лекарственных средств, а выздоровление не наступает, так как не решены какие-то психологические проблемы в жизни человека, которые и вызывают перенапряжение в организме. Психосоматическая болезнь - это «будильник», сигнал к тому, что конфликт требует разрешения. Многие пациенты признавали, что благодаря болезни они смогли обратить внимание на свои истинные потребности. Заболевание дало им возможность переступить определённые ограничительные социальные нормы, в которых они воспитывались, и начать развиваться и расти как личность.

Психогигиена – часть общей гигиены. В рамках этого направления разрабатываются мероприятия по сохранению и укреплению нервно- психического здоровья. Психогигиена подразделяется на возрастную (психогигиена детства, психогигиена подросткового, пожилого, старческого возрастов); психогигиену производственного и умственного труда; психогигиену быта; психогигиену семьи и половой жизни; психогигиену пациента и т.д. Для решения психогигиенических проблем всё чаще используются методы психотерапии: аутогенная тренировка, групповая психотерапия и т.д. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, цель которой – устранение факторов, отрицательно влияющих на психику человека, и использование влияющих положительно. Психопрофилактика – предупреждение расстройств психической деятельности

Психотерапия - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного (наиболее распространённое в русскоязычной литературе определение). Психокоррекция– психологическое воздействие на пациента, целью которого является выработка навыков оптимальной и эффективной деятельности, способствующей личностному росту, адаптации в обществе и душевному комфорту.

психология больного; психология лечебного воздействия; норма и патология психической деятельности; патопсихология; психология индивидуальных различий; возрастная клиническая психология; семейная клиническая психология; психология девиантного поведения; психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия; неврозология; психосоматическая медицина.

Беседа с пациентом (сбор факторов о психических явлениях в личном общении) Метод наблюдения за поведением пациента Эксперимент: в лабораторных и в естественных условиях Анкетирование – анкетный определитель Интервью Тестирование (психологические тесты дополнительные данные клинического обследования пациента) Исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, поделки) Проведение исследования с использованием экспериментально- психологических методик включают три этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования; обработку и интерпретацию полученных данных; вынесение диагностического и прогностического заключения

Медицинская психология как самостоятельное научное направление сформировалась лишь в ХХ веке, но ее истоки восходят к глубокой древности. Врачи Древнего Египта при обследовании больных большое значение придавали анамнестическим данным и душевному состоянию пациента; в этом можно разглядеть зачатки медикопсихологического и психогигиенического подходов. Сирийский врач Сараджа говорил больному: «Смотри, нас трое: я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам вдвоем будет легче одолеть ее».

Со времен расцвета персидской медицины (примерно XI–XII вв.до н.э.) сохранился перечень идеальных качеств врача, к которым должны стремиться все представители этой профессии. При встрече с больным врач обязан говорить с ним мягко, быть на протяжении всего приема внимательным, сердечным, дружелюбным, что бы умышленно не затягивать болезнь, способствовать быстрейшему излечению больного и предупреждению рецидивов болезни. Медицинские школы Персии выпускали врачей трех профилей: «исцелителей святостью», «исцелителей законом» и «исцелителей ножом». Наиболее хорошей подготовкой славились первые. Их обязанностью было врачевание в широком смысле этого слова с тонким мудрым использованием высших духовных качеств врача, т.е. психотерапии, в современном понимании.

Традиционная медицина Востока особое внимание уделяла взаимоотношениям души и тела. Ею были разработаны оригинальные методики оздоровления, среди которых прославились на весь мир практическая система самовоспитания йогов и китайская дыхательная гимнастика. Характерные особенности как той, так и другой состоят в том, что они пронизаны идеями самопознания, самовоспитания, достижения внутренней гармонии, в частности путем самокоррекции телесных и психических аномалий. Духовная практика древнеиндийских йогов позволила им найти практические способы психической саморегуляции. Последние легли в основу современных методов аутогенной тренировки, широко применяемых как в профилактике нервнопсихического перенапряжения у здоровых лиц

Величайшим врачом и мыслителем Древней Эллады был Гиппократ, который считается отцом медицины. Кстати, он первым описал типы человеческой личности по особенностям темперамента (эти описания позднее были дополнены Галеном). В эпоху Возрождения закладываются научные основы понимания болезней. Этому способствовали труд Везалия «О строении человеческого тела» (1543), открытие кровообращения Уильямом Гарвеем (1628), а позднее исследования Морганьи об изменениях внутренних органов у больных (1761). Многовековой период эмпирического лечения больных, которое осуществлялось без знания основ болезней, сменяется широким изучением механизмов болезней, их природы.

В отечественной клинической медицине психологии больного традиционно отводилось большое место. Так, М.Я. Мудров о происхождении болезней: «Одни люди, – писал он, – заболевают от телесных причин, другие – от душевных возмущений». Основатель петербургской школы психиатров И.М.Балинский (1827–1902) в лекциях по психиатрии (1857) обращал внимание на отрочество и юность, во время которых особенно важна роль правильного воспитания и обучения, правильного психического влияния для охраны здоровья молодежи. Важный вклад в развитие психологии внес И.М.Сеченов (1829–1905). Его работы сыграли существенную роль в понимании истоков самосознания.

Знаменитый отечественный хирург Н.И.Пирогов (1810–1881) и отец российской педиатрии Н.Ф.Филатов (1847–1902) учат врачей заботиться о больном и никогда не забывать о его сложном душевном состоянии. Замечательные отечественные интернисты С.П.Боткин (1832–1889) и Г.А.Захарьин (1829–1897) не только провозгласили и отстаивали принципы целостности организма больного, единство психического и соматического, но и занимались собственно медикопсихологическими проблемами. И.П.Павлов (1849–1936), изучая нервную регуляцию функций внутренних органов, впервые показал, что психические факторы влияют на секрецию слюны и желудочного сока. Одновременно с развитием павловской физиологии В.М.Бехтерев (1857–1927) со своими сотрудниками и учениками внес много нового в морфологию и физиологию головного мозга.

Платон писал: «…тело нельзя лечить без души. Ибо от души идёт всё: как доброе, так и злое, как на тело, так и на всего человека…А душа должна лечиться особыми целебными разговорами…» Сократ говорил: «Подобно тому, как нельзя лечить глаз, не леча голову, а голову - не леча тела, так нельзя лечить тело, не леча душу».

Дайте определение медицинской психологии. Каковы основные проблемы медицинской психологии? Охарактеризуйте методы исследования в медицинской психологии. Какие направления объединяет клиническая психология? Что общего и различного между психогигиеной и психопрофилактикой? Какие разделы включены в психогигиену? Каковы основные направления психической реабилитации? Кто в большой степени в ней нуждается?