Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы. Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми ст.дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем - устранение безразличия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.
Цель: Реализация различных содержательных игровых форм и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процесссе коррекционной работы с детьми ст. дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Задачи: Привлечь родителей к участию в педагогическом процесссе в условиях ДОУ. Пополнить наглядно- информационным материалом для родителей, направленный на развитие речи детей. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители.
Предполагаемые результаты: Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагога и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями, навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
Осознание включение родителей в совместной с учителем- логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Этапы реализации проекта 1. Подготовительный этап. Содержание мероприятия Месяц ответственный Постановка цели проекта, разработка задач Вовлечение родителей в проектную деятельность, анкетирование. сентябрь, Учитель- логопед, Воспитатель. Поиск форм реализации сентябрь, Учитель- логопед Разработка содержания проекта сентябрь, Учитель- логопед
2. Основной этап. Содержание мероприятия Месяц ответственный Ознакомительная работа с родителями: - Родительское собрание: «Как преодолеть речевой недуг» Круглый стол с родителями, словесная игра «Подбор синонимов и антонимов к словам», « Составление описательного рассказа из личного опыта». Сентябрь, Учитель-логопед, Воспитатель. Консультация для родителей «Портрет бедующего первоклассника» (под.гр); «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста» (Ст.гр.) Октябрь, учитель- логопед, воспитатель Консультация для родителей «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук. Виды детской игровой деятельности направленные на развитие мелкой моторики рук» (ст.гр.) Ноябрь, учитель- логопед, воспитатель
Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте» (логопункт). -Игры на развитие фонематического слуха, -Формирование графических навыков и умений. Декабрь, учитель- логопед, воспитатель Консультация для родителей «Игры и игрушки у вас дома» (ст.гр.) - игра- основной вид деятельности ребенка. Февраль, учитель- логопед Консультация для родителей «Как правильно учить ребенка читать» ст.гр., подг.гр. Март, учитель- логопед Открытые занятия для родителей ст.гр., под.гр. «Играя корректируем речь ребенка» Март, апрель, учитель-логопед Родительское собрание «Отчет по коррекционной работе с детьми», рекомендации родителям по работе с детьми на лето Май, учитель- логопед
3. Заключительный этап Проведя сравнительный анализ по таким направлениям как Посещаемость родительских собраний; Обращение родителей по вопросам: а) речевого развития ребенка, б) дополнительных консультаций по работе с ребенком дома. Сделала выводы, что обращение родителей к учителю-логопеду качественно изменилось, вопросы стали более сложными и глубокими. Увеличилась вовлеченность родителей в коррекционную деятельность. При реализации данного проекта была решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестали отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладели необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Родители осознали, что включаясь с учителем-логопедом в коррекционный процессс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.