1 Требования к организации питания пациентов Данная инструкция создана на основании: Сан ПиН «Гигиенические требования при организации питания больных в лечебных учреждениях» Сан ПиН «Требования к организации питания пациентов
Требования к организации питания пациентов Данная инструкция создана на основании: Инструкция "Санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования к буфетным отделениям" (пример) Извлечения из "Санитарных правил устройства, оборудования и эксплуатации больниц..." (Сан ПиН ), утвержденные Главным государственным санитарным врачом и Сан ПиН (для предприятий общественного питания). Действующая! 2
3 Инструкция по соблюдению санитарных требований к оборудованию, инвентарю, посуде в буфетах отделений стационара. Цель: Охрана здоровья пациента. Обеспечить безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
Инструкция по соблюдению санитарных требований к оборудованию, инвентарю, посуде в буфетах отделений стационара. Перечень субъектов, которые будут выполнять алгоритм: Акушерка, медицинская сестра, буфетчица. Место выполнения: буфет отделения. Контролируемое лицо: старшая медсестра / акушерка отделения 4
При выдаче на пищеблоке блюд для буфетных отделений температура готовой пищи должна быть: Первых блюд - не ниже 75°С, вторых блюд - не ниже 65°С, холодные блюда и напитки - от 7 до 14°С. Срок раздачи готовых блюд не должен превышать 2 часов от момента приготовления
Правила получения готовой продукции на пищеблоке Перед получение пищи буфетчица надевает спецодежду «на выход» ( шапочку, халат, сменную обувь) Получение пищи на пищеблоке проводится: согласно порционного требования отделения в чистую промаркированную посуду с обязательным наличием крышки для каждого вида блюд ( 1 блюдо, 2 блюдо, 3 блюдо, салат, масло, сыр и пр) После получения пищи буфетчице: необходимо поставить подпись в раздаточной ведомости. незамедлительно идти в отделение и готовиться к раздаче пищи. 6
Правила раздачи пищи в буфете Раздача готовой пищи производится не позднее 2-х часов после ее приготовления. Перед раздачей пищи, буфетчица моет руки с мылом, надевает чистый халат и колпак (шапочку), который меняется ежедневно и имеет маркировку «Для раздачи пищи» Посуду моют после каждого приема пищи пациентами и следят за ее чистотой. Мытье посуды производят с учетом её назначения и загрязнения - сначала кружки (стаканы) и чайные ложки, затем столовые приборы и тарелки. 7
Режим мытья столовой посуды ручным способом Механическое удаление остатков пищи Пищевые отходы собираются в специально промаркированные ведра с крышкой «Отходы класса «А». Жидкие отходы сливаются в канализацию, а твердые отходы - транспортируются в контейнер, предназначенный для сбора отходов данного класса, установленный на специальной площадке ТБО. - замачивание и мытье столовой посуды в воде с температурой не ниже 50*С с добавлением 2% кальцинированной соды ( 200 г на 10 л воды) на 1 час. - тщательное ополаскивание проточной водой с температурой не ниже 65*С - просушивание посуды открытым способом на решетчатых полках, стеллажах
Режим мытья кухонной посуды ручным способом: - кастрюли, ведра очищают от остатков пищи - мытье в воде с температурой не ниже 50*С с добавлением 2% кальцинированной соды - тщательное ополаскивание проточной водой с температурой не ниже 65*С - просушивание в опрокинутом виде на решетчатых полках, стеллажах
Требования к содержанию буфетных: Уборка обеденных столов должна производиться после каждого приема пищи с применением моющих средств. В конце смены рабочие поверхности обеденных столов тщательно моют дезинфицирующим средством (по режиму согласно Инструкции к ДС). Затем промывают горячей водой и насухо протирают чистой ветошью. Ветошь для протирания столов, после уборки, собирают в целлофановый или клеенчатый пакет и отправляют на прачечную. Щетки для мытья посуды, после окончания работы, промывают с обезжиривающими средствами, дезинфицируют: замачивают в дезсредстве согласно инструкции, затем промывают под проточной водой, просушивают и хранят в специально выделенном месте.
Требования к содержанию буфетных: Хлеб можно транспортировать из пищеблока в буфетные отделения в полиэтиленовых или клеенчатых мешках. Запрещено хранить хлеб в таре, используемой для транспортировки! Хранится хлеб в тканевых мешках в лотках, в шкафах на полках, на стеллажах. Ржаной и пшеничный хлеб хранят раздельно. Полки шкафов, стол и доски для нарезки хлеба протирают не реже 1 раза в неделю 1% раствором столового уксуса
Требования к содержанию буфетных: Влажная (текущая) уборка буфетных помещений проводится после каждой раздачи пищи: два раза с моющим средством 0,5% и в конце рабочего дня с применением дезсредства (согласно Инструкции). Генеральная уборка 1 раз в месяц по графику по Сан ПиН После проведенной генеральной уборки в «Журнале учета проведенных генеральных уборок» делается запись. Промаркированный уборочный инвентарь после каждой уборки промывается, обеззараживается, просушивается и хранится в отведенном месте. Хранить уборочный инвентарь в буфете запрещено! Пищевая коляска после каждой доставки пищи из пищеблока обрабатывается дезсредством. 12
Требования к содержанию буфетных: Запрещается переливание кисломолочных напитков в мелкой расфасовке (кефир, ряженка, простокваша и др.) в котлы - их порционируют непосредственно из бутылок, пакетов в стаканы или подают на раздачу в заводской упаковке. Не допускается оставлять в буфетных остатки пищи после ее раздачи пациентам, а также смешивать пищевые остатки со свежими блюдами. 13
Перечень материала: Инструкция по содержанию буфета и мытью посуды. Ведро с крышкой и маркировкой «Отходы класса А» Ведро и швабра для мытья пола с маркировкой «Тек. Уборка Буфета. Пол». Емкость для мытья столов, шкафов, тележки с маркировкой «Тек. уборка Буфета. Оборудование» Уборочный инвентарь для проведения генеральной уборки с маркировкой «Ген. уборка. Буфета» (пол, стены, оборудование) Мешок клеёнчатый для транспортировки хлеба. Мешки тканевые для хранения хлеба. Ветошь чистая.
Перечень материала: Щетки для мытья посуды. Емкость «для дезинфекции щеток» Емкость «для хранения чистых щеток» Кальцинированная сода Мерная емкость к соде Водный термометр. Дезинфицирующее средство. Инструкция к ДС. Уксус 1%. Жидкое мыло для мытья рук. Бумажное полотенце. Специальная одежда буфетчицы: «Для раздачи пищи», «Для уборки буфета», «На выход» 14. Емкость для сбора отработанной ветоши 15
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДУКТОВ, РАЗРЕШЕННЫХ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ПАЦИЕНТАМ В ОТДЕЛЕНИЯ РОДИЛЬНОГО ДОМА 2 Разрешенные продукты на 1 день: Мясо отварное или запеченное( индюшиное, перепелиное, кролика, говядина, телятина) на 1 прием до 300 г Рыба отварная, запеченная нежирных сортов (треска) до 300 г Супы постные до 500 г Каши гречневая, рисовая, овсяная, пшенная, пшеничная, перловая до 300 г Овощи : капуста цветная, кабачки, тыква, картофель - запеченные или отварные. на 1 прием. Макаронные изделия отварные на 1 прием в заводской упаковке: кефир или йогурт, творог, молоко пастеризованное Сыры твердые неострые Хлеб и хлебобулочные изделия. Печенье галетное. Яблоки зеленых сортов свежие или запеченные. Банан. Компоты, кисели и отвары из сухофруктов и шиповника Чай зеленый или черный без ароматических добавок 1-1,5 л.
Запрещенные продукты Колбасы, маринады, соления, копчения, паштеты, домашние заготовки, соленая рыба, заливное, холодцы. Консервы мясные и рыбные. Грибы в любом виде Фрукты красного цвета, соки из них.Арбузы. Дыни. Цитрусовые, мед, шоколад. Виноград, груши, виноградный сок Молочные продукты с добавками (например, клубничный йогурт) Простокваши и творог домашнего изготовления. Кондитерские изделия с любым кремом, торты, пирожные Яйца, сырое молоко. Спиртные напитки и сигареты Газированные напитки (Pepsi, Fanta, Байкал и тд) Пельмени, блинчики, пицца, беляши с мясом Заправленные винегреты, салаты (овощные, рыбные, мясные), окрошки Не рекомендуются блюда из бобовых (послеродовое отделение)
Условия хранения продуктов (передач) пациентов в отделении: п Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Сан ПиН Хранение продуктов (передач) допускается только в соответствии с назначенной диетой, при условии соблюдения температурного режима (от +4 до +8). Срок хранения продуктов с момента вскрытия заводской упаковки не более 24 часов. Готовые блюда домашнего приготовления должны быть употреблены в течение 2 часов от момента передачи пациенту. Продукты в холодильнике должны храниться в целлофановых пакетах с указанием ФИО пациента, номера палаты и даты, которая меняется ежедневно самим пациентом. Пищевые продукты с истекшим сроком годности (хранения), хранящиеся без упаковок, без указания фамилии пациента, а также имеющие признаки порчи изымаются медперсоналом в пищевые отходы немедленно.
В буфете должна быть вывешена информация для пациентов: Режим работы буфета с указанием времени завтрака, обеда и ужина, а также временем проведения уборки Меню на каждый день Списки разрешенных и запрещенных для передачи продуктов (с указанием их предельного количества). Условия хранения продуктов (передач) пациентов в отделении
п Сан ПиНа «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» Ежедневно дежурная медицинская сестра или буфетчица отделения проверяет соблюдение правил и сроков годности (хранения) пищевых продуктов, хранящихся в холодильниках «для пациентов» и прикроватных тумбочках. При обнаружении пищевых продуктов с истекшим сроком годности, хранящихся без упаковок с указанием фамилии больного, а также имеющих признаки порчи, они должны изыматься в пищевые отходы. О правилах хранения личных пищевых продуктов пациент должен быть информирован при поступлении в отделение.
Требования к персоналу: Работники обязаны: соблюдать правила личной гигиены; снимать ювелирные украшения, часы и другие бьющиеся предметы, коротко стричь ногти и не покрывать их лаком, не застегивать спецодежду булавками; работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения; снимать санитарную одежду в специально отведенном месте при посещении туалета, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом; сообщать администрации и обращаться в медицинское учреждение для лечения при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов; сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника; не курить и не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте). 21
Требования к персоналу: Допускается к работе персонал, имеющий личную медицинскую книжку установленного образца, с результатами медицинских обследований, лабораторных исследований, сведениях о перенесенных инфекционных заболеваниях ежегодная отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации 22
23 Контроль антисептической обработки рук медицинского персонала Руки – это инструмент, у которого самый тесный и частый контакт с окружающим миром. 70 % всех инфекций переносятся через руки!
6-ти шаговая процедура ЕВРОПЕЙСКИЙ СТАНДАРТ ОБРАБОТКИ EN
Благодарю за внимание! 25