ТЕМА 7. МЕТОДЫ И СТИЛИ УПРАЛЕНИЯ План лекции (1 час) 1. Понятие и классификация методов управления. 2. Основные черты современного руководителя. 3. Ситуационные и нормативные модели лидерства. 4. Личность руководителя и личность исполнителя. Цель: изучить особенности трудового методы и стили управления в гостиничном и ресторанном предприятии Ключевые слова: гостиница, ресторан, управление, управление, трудовой процесс
Метод управления это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Направленность методов управления означает их ориентацию на определенный объект управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т.д.). Содержание методов управления это совокупность специфических приемов и способов воздействия. Организационная форма методов управления способы воздействия на конкретно сложившуюся ситуацию. Воздействие может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий). В практике управления гостиничными предприятиями одновременно применяют различные методы и их сочетания.
методы управления: 1) экономические; 2) организационно-административные; 3) социально-психологические.
Экономические методы управления В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование финансирование.
Организационно-административные методы управления Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.
Организационно-административные методы управления Возможны три формы проявления организационно-административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); согласительные формы (консультация, разрешение компромиссов); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т.п.).
В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения: вынужденным и внешне навязанным, которое сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим "сверху"; пассивным подчинением, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений; осознанным, внутренне обоснованным, которое удовлетворяет и руководителя, и подчиненного.
организационно-административные методы управления опираются на систему законодательных (нормативно-правовых) актов и силу власти менеджера, решают те же задачи, что и другие методы менеджмента, однако осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия на управляемую систему.
Социально-психологические методы управления Главная цель применения этих методов формирование в коллективе положительного социально- психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться вос питательные, организационные и экономические задачи.
В качестве основных форм социально-психологического воздействия можно рекомендовать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды, несоблюдение которых вызывает психологический дискомфорт в трудовом коллективе.
Основные черты современного руководителя. Выдающиеся менеджеры так же редки, как редки талантливые писатели, композиторы, ученые. Буквально термин «менеджмент» означает руководство людьми, а «руководитель» «ведущий за руку». Эффективное руководство предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей, т.е. управлять не людьми, а вместе с людьми.
1. В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности. 2. Для сравнения приведем квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании: понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления; способность разбираться в современных информационных технологиях и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала; ораторские способности и умение выражать мысли; владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных; способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность; способность к оценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию; умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике.
Исследование, проведенное Институтом Гэллаппа, показало, что, несмотря на управленческий ранг, имеется определенное сочетание параметров- требований, гарантирующих успех в работе любого менеджера. В частности, в системе управления США выделяется пять основных требований: здравый смысл; знание дела; уверенность в своих силах, высокий общий уровень развития; способность доводить начатое дело до конца.
Выделяются следующие 11 потенциальных ограничений в деятельности руководителя. Неумение управлять собой. Размытые личные ценности. Неясные личные цели. Заторможенное личное развитие. Неумение решать проблемы (принимать решения). Особый талант менеджера это способность быстро и правильно принимать решения. Неумение влиять на людей. Непонимание специфики управленческого труда. Низкие организаторские способности (неспособность руководить). Неумение обучать. Неумение формировать коллектив.
Известны признаки трудового коллектива: общность интересов всех его членов; единая общественно полезная и личностно значимая цель; совместная деятельность по достижению этой цели; определенная организационная структура коллектива; наличие отношений руководства и подчинения; формальные и неформальные отношения.
Ситуационные и нормативные модели лидерства. Модель ситуационного лидерства Фидлера. Нормативная модель лидерства Врума- Йеттона-Яго