ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ
ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ. СКЕПТИКИ- ПОЗНАНИЕ МИРА ВОЗМОЖНО, НО СОМНЕНИЕ В ПОЛУЧЕННОМ ЗНАНИИ.
ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА 3 Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального Большинство Решающую роль играют ощущения и восприятия Сенсуализм (Дж. Локк) Решающую роль играют мыслительные операции Рационализм (Р. Декарт) Решающую роль играют опыт, эксперимент Эмпиризм (Ф. Бэкон) Мир познать невозможно Агностицизм (И. Кант) Два уровня познания
ПОЗНАНИЕ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ВЫДЕЛЯЕТ ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ : ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ : ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТНОШЕНИИ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ РАЗЛИЧАЮТ ПОЗИЦИИ СЕНСУАЛИСТОВ И РАЦИОНАЛИСТОВ. 5 СЕНСУАЛИСТЫ НА ПЕРВОЕ МЕСТО СТАВЯТ ЧУВСТВЕННУЮ ПОЗНОВАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ, А РАЦИОНАЛИСТЫ ПРИЗНАЮТ ТОЛЬКО РАЗУМ. ПРИЗНАНО, ЧТО ЧУВСТВЕННАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ, НЕ СМОТРЯ НА ЕЁ ОГРАНИЧЕННОСТЬ – ЕДИНСТВЕННЫЙ КАНАЛ С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ЧЕЛОВЕК НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАН С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ПРЕОДОЛЕВАЕТ НЕДОСТАТКИ ЧУВСТВЕННОГО И ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОСТУПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Виды чувственного познания мира. Внешние качества Совокупность внешних качеств Чувственный образ без непосредственного воздействия 6
Каналы получения информации. вкус осязание зрение слух обоняние 7
Каналы получения информации. Чувство равновесия Музыкальное удовольствие Чувствительность кожи 8
Мышление Мышление, рациональное познание -это необходимый этап познавательной деятельности человека 9
ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ 10 Вывод нового знания на основе имеющихся суждений У мозаключение Логическая связь понятий С уждение Логически обобщенный образ предмета П онятие
Мыслительные операции Маленький и большой Красный- вкусный Фрукты Яблоки 11
Мыслительные операции фрукт желтый трава Изогнутый Гроздь Африка Мякоть Формирование понятий Понятие - это мысль, отражающая предметы или явления в их признаках 12
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ 13 анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение разложение целого на части объединение частей в единое целое сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения переход от единичного к общему
Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.
15 Научное познание объективно и не зависит от сознания человека
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 16 Основные формы знания – закон, принцип, научная теория Основные формы знания – факты и эмпирические законы Главная задача – объяснение изучаемых явлений Главная задача – описание предметов и явлений Рациональные формы познания Чувственные формы познания Теоретический Эмпирический
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Эмпирические методы Теоретические методы Наблюдение включенное внешнее (невключенное) Эксперимент исследовательский проверочный мыслительный Анализ Синтез Индукция (от частного к общему) Дедукция (от общего к частному) Моделирование 17
Ненаучное познание - это несистематическое знание, которое не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
ВИДЫ НЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 19
ВИДЫ НЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 20 Эстетическое отношение человека к действительности Эмоциональная окраска Образная система Гесиод: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду
ВИДЫ НЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 21 Накопление знаний в процессе жизни конкретного человека Знания Нормы поведения... И опыт,сын ошибок трудных На ошибках учатся
ВИДЫ НЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 22 Околонаучные, «туманные» знания «Неразвитость» науки Безаппеляционность Иногда приводит к научным открытиям