МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ПетрГУ) Институт педагогики и психологии Кафедра психологии Направление подготовки бакалавриат «Психология» Мотивация общения подростков в социальных сетях и в реальной жизни Исполнитель: студентка группы 851-ЗБ Коновалова Кристина Игоревна Научный руководитель кан.псих.наук.,доцент Колесников Вадим Николаевич
Цель, объект и предмет исследования Объект исследования –обучающиеся (подростки) МБОУ «Кадетская школа г. Мурманска» Предмет исследования- мотивация общения в подростковом возрасте, как ведущая деятельность Цель исследования- выявить мотивы общения и их различия у обучающихся(подростков) МБОУ «Кадетская школа г. Мурманска»
Задачи исследования Изучить научно-методическую литературу по проблеме общения у подростков; Выявить различия и особенности реального общения и общения в социальных сетях; Сравнить мотивацию общения в подростковом возрасте.
Гипотезы исследования Гипотеза 1- для современных подростков социально значима семья, нежели чем, общение социальные сети Гипотеза 2-в социальных сетях подростки ищут общения с личностью старше себя.
Основные методики и методы используемые в работе Графическая беседа Т.Ю. Андрющенко «Мой круг общения» Критерий Хи 2 Анкета Ю.М. Орлова Проективная методика «Дом, дерево, Человек»
Основные понятия исследования Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т. п.) и установок в поведении субъекта.
Общение - Продукт мыслительной деятельности, в котором представлены отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Виды обобщения соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение выступает также в качестве средства мыслительной деятельности. Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (синкретические объединения). Более сложным является комплексное обобщение, при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое обобщение, при котором четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некоторую систему понятий.
Подросток - период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. В историческом плане выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени (см. Возраст) в становлении человека произошло в промышленно развитых странах в XIX–XX вв. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.). Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.
Этапы исследования I – этап исследования: Выборка: На базе МБОУ «Кадетская школа г. Мурманска» была проведена выборка исследования. В исследовании приняли участие 30 обучающихся. Возраст детей лет. Из них 23 мальчика и 7 девочек. II – этап исследования: Эмпирический этап. Проведение с обучающимися графической беседы, ????,выводы по проведенным методикам. Разработка памятки по безопасному общению в социальных сетях для родителей, педагогов и подростков.
Потребность в общении Рис. 1 «Уровень потребности в реальной жизни общении обучающихся МБОУ «Кадетская школа города Мурманска»
Диагностика: «Графическая беседа» Рис. 2 Выявление потребностей в общении у подростков МБОУ «Кадетская школа города Мурманска»
Орлов
Дом, Дерево, Человек
Выводы
Рекомендации по общению в социальных сетях