Выполнила: студентка группы ДБ В. Д. Галёмина Иркутск, 2017 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГОУ ВПО ИГУ) Биолого-почвенный факультет
1. Что такое лекция? Её функции 2. Достоинства и недостатки лекции. 3. Виды лекций и их структура. 4. Методические основы чтения лекции.
Лекцией следует называть такой способ изложения информации, который: имеет стройную логическую структуру; выстроен с позиций системности; глубоко и ясно раскрывает предмет. Предназначение ее заключается в следующем: Назначение современной лекции в учебном процессе не только в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить фундаментальные проблемы курса, овладеть методами научного познания, предложить новейшие достижения научной мысли.
Борис Циренович Бадмаев выделяет в лекции 5 функций: 1. Информационная функция 2. Ориентирующая функция 3. Разъясняющая (объясняющая) функция 4. Убеждающая функция 5. Увлекающая или воодушевляющая функция
Достоинства лекции: -Лектор полностью планирует и контролирует ход занятия; -Возможность охвата большой аудитории; -Низкие финансовые затраты на одного учащегося. Недостатки лекции: -Высокие требования к мастерству лектора, необходимые для качественной передачи знаний. -Монолог лектора и низкая вовлеченность и активность учащихся; часто – низкий уровень усвоения материала.
По своей структуре лекции могут отличаться друг от друга. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала. Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей Вводная лекция Обзорная лекция Проблемная лекция. 3.4.Лекция-визуализация Лекция вдвоем Лекция с заранее запланированными ошибками Лекция-консультация.
Вводная лекция знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе дисциплин. 1)В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. 2)Важно связать теоретический материал с практикой. 3)Рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. 4)Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.
Задача лектора в обзорной лекции дать студентам возможность осмысленного конспектирования выдаваемой информации: слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать обучающимся и следить, все ли понимают и успевают. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, экзамену. Средства, помогающие конспектированию (акцентированное изложение материала лекции): o выделение темпом, голосом, интонацией; o повторением наиболее важной, существенной информации; o использование пауз; o записи на доске; o строгое соблюдение регламента занятий.
На проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляет в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. Главное условие - реализовать принцип проблемного при отборе и обработке лекционного материала. С помощью проблемной лекции обеспечиваются: развитие теоретического мышления, развитие познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.
Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. В рамках такого занятия проводится демонстрация видеороликов, фотографий, презентаций, слайдов, работа с онлайн- информацией, комментирование и обсуждение просмотренного материала. Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации. Необходимо учитывать: уровень подготовленности и образованности аудитории; профессиональную направленность; особенности конкретной темы.
В лекции вдвоем моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Необходимо, чтобы: диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы; втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы. Преимущества такой лекции: актуализация имеющихся у студентов знаний; создается проблемная ситуация: наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор; выявляется профессионализм педагога.
Лекция состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Лекция с заранее запланированными ошибками призвана: активизировать внимание студентов; развивать их мыслительную деятельность; формировать умение выступать в роли экспертов. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать и называть их в конце. На разбор ошибок отводится 1015 минут. Лекция выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.
Преподаватель просит студентов задавать ему письменно или устно вопросы по данной теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формируются ответы.В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся. Такую лекцию можно проводить: в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его модель: установки, возможности; в середине темы, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизации знаний; в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.
Лекции-консультации, в которых материал излагается в виде вопросов и ответов или вопросов, ответов и дискуссий.
Можно выделить ряд типичных ошибок, допускаемых лекторами, которые препятствуют полноценному восприятию и усвоению студентами учебного материала: частое, порой неоправданное употребление научной терминологии без соответствующего пояснения; высокая плотность новых понятий; неточный, тяжелый и сухой язык изложения; лекция носит сугубо теоретический характер прикованность к конспекту; страх перед аудиторией; возможно и неосознанно, можно встать на позицию «Я» и «они». Это может создает ощущение дистанции и отчуждения между студентами и лектором.
В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно ГОСТу ): вступление, основная часть, подведение итогов. 1. Вступительная часть необходима для установления связи с материалом, изученным ранее. 2. Основная часть самый важный и информативный этап, в контексте которого преподаватель с различных сторон излагает основные моменты темы, давая определение главным понятиям, предлагая оценочные суждения. 3. На этапе подытоживания происходит обобщение представленной информации, логическое завершение лекции. В конце докладчик может представить студентам тему следующего занятия, определить направление для самостоятельной работы.
Благодарю за внимание!