Выполнила: студентка группы ДБ В. Д. Галёмина Иркутск, 2017 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типология уроков Урок является сложной педагогической системой и разделяется на типы по признакам: Вводный урок. Урок изучения нового материала(первичного.
Advertisements

2004 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧАСТЬ II. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения.
Лекция как ведущий метод изложения материала Составитель- канд.психол. наук, доцент Малейко Г.У.
Ташкентский государственный педагогический университет ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ЛЕКЦИЯХ.
Формы организации обучения в ВУЗе. План: Лекция – основная форма организации обучения в ВУЗе: виды и требования к лекции Функции лекции Практические занятия.
1. Понятие «лекция» в высшей школе. Функции лекции, ее особенности и виды. 2. Принципы конспектирования материала на лекции. 3. Методы и приемы скоростного.
Презентацию подготовил студент 5 курса Группы ПДД-13 Мосин Виктор.
Вузовская лекция Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Цель лекции Цель лекции- формирование ориентировочной основы для последующего.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам Методика подготовки к семинарским и практическим.
Вопрос 1: Вопрос 1: Значение контроля знаний студентов в высшей школе. Функции контроля и предъявляемые к нему требования Назначение контроля обеспечение.
Автор: Васильева И.Г.. внешняя сторона организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком.
Методика подготовки и чтения лекций Методическое пособие Кузнецова И.П., учитель информатики.
ЛЕКЦИЯ. ВИДЫ ЛЕКЦИЙ. Лекция (от лат. lectio – чтение) – логически последовательное изложение определенных научных знаний перед студентами. Это одна из.
1. Сущность понятия «семинар». Задачи и функции семинарского занятия в высшей школе. 2. Типы и виды семинарских занятий. Критерии оценки семинарского.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Настоящая лекция никогда не излагает просто результаты исследования… Она побуждает и самостоятельному исследованию предмета, вовлекает в исследовательскую.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ. Начальное профессиональное образование.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Транксрипт:

Выполнила: студентка группы ДБ В. Д. Галёмина Иркутск, 2017 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГОУ ВПО ИГУ) Биолого-почвенный факультет

1. Что такое лекция? Её функции 2. Достоинства и недостатки лекции. 3. Виды лекций и их структура. 4. Методические основы чтения лекции.

Лекцией следует называть такой способ изложения информации, который: имеет стройную логическую структуру; выстроен с позиций системности; глубоко и ясно раскрывает предмет. Предназначение ее заключается в следующем: Назначение современной лекции в учебном процессе не только в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить фундаментальные проблемы курса, овладеть методами научного познания, предложить новейшие достижения научной мысли.

Борис Циренович Бадмаев выделяет в лекции 5 функций: 1. Информационная функция 2. Ориентирующая функция 3. Разъясняющая (объясняющая) функция 4. Убеждающая функция 5. Увлекающая или воодушевляющая функция

Достоинства лекции: -Лектор полностью планирует и контролирует ход занятия; -Возможность охвата большой аудитории; -Низкие финансовые затраты на одного учащегося. Недостатки лекции: -Высокие требования к мастерству лектора, необходимые для качественной передачи знаний. -Монолог лектора и низкая вовлеченность и активность учащихся; часто – низкий уровень усвоения материала.

По своей структуре лекции могут отличаться друг от друга. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала. Традиционная вузовская лекция обычно называется инфор­мационной, имея несколько разновидностей Вводная лекция Обзорная лекция Проблемная лекция. 3.4.Лекция-визуализация Лекция вдвоем Лекция с заранее запланированными ошибками Лекция-консультация.

Вводная лекция знакомит студентов с целью и назначе­нием курса, его ролью и местом в системе дисциплин. 1)В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. 2)Важно связать теоретический материал с практикой. 3)Рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, озна­комить слушателей с обязательным списком литературы, расска­зать об экзаменационных требованиях. 4)Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Задача лектора в обзорной лекции дать студентам возможность осмысленного конспектирования выдаваемой информации: слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать обучающимся и следить, все ли понимают и успевают. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, экзамену. Средства, помогающие конспектированию (акцентирован­ное изложение материала лекции): o выделение темпом, го­лосом, интонацией; o повторением наиболее важной, существенной информации; o использование пауз; o записи на доске; o строгое со­блюдение регламента занятий.

На проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побу­дить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом под­водя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляет в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. Главное условие - реализовать принцип проблемного при отборе и обработке лекционного материала. С помощью проблемной лекции обеспечиваются: развитие теоретического мышления, развитие познавательного интереса к содержа­нию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. В рамках такого занятия проводится демонстрация видеороликов, фотографий, презентаций, слайдов, работа с онлайн- информацией, комментирование и обсуждение просмотренного материала. Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации. Необходимо учитывать: уровень подготовленности и образованности аудитории; профессиональную направленность; особенности конкретной темы.

В лекции вдвоем моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя спе­циалистами. Необходимо, чтобы: диалог преподавателей демонстрировал культуру дискус­сии, совместного решения проблемы; втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы. Преимущества такой лекции: актуализация имеющихся у студентов знаний; создается проблемная ситуация: наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор; выявляется профессионализм педагога.

Лекция состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенче­ского характера. Подбираются наиболее типичные ошибки, кото­рые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Лекция с заранее запланированными ошибками призвана: активизировать внимание студентов; развивать их мыслительную деятельность; формировать умение выступать в роли экспертов. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отме­чать ошибки, фиксировать и называть их в конце. На разбор ошибок отводится 1015 минут. Лекция выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помо­гая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

Преподаватель просит студентов задавать ему письменно или устно вопросы по данной теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формируются ответы.В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся. Такую лекцию можно проводить: в начале темы с целью выявить потребности, круг инте­ресов группы или потока, его модель: установки, воз­можности; в середине темы, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизации знаний; в конце - для определения перспектив развития усвоен­ного содержания.

Лекции-консультации, в которых материал излагается в виде вопросов и ответов или вопросов, ответов и дискуссий.

Можно выделить ряд типичных ошибок, допускаемых лекторами, которые препятствуют полноценному восприятию и ус­воению студентами учебного материала: частое, порой неоправданное употребление научной терми­нологии без соответствующего пояснения; высокая плотность новых понятий; неточный, тяжелый и сухой язык изложения; лекция носит сугубо теоретический характер прикованность к конспекту; страх перед аудиторией; возможно и неосоз­нанно, можно встать на позицию «Я» и «они». Это может создает ощущение дистанции и отчуждения между студентами и лектором.

В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно ГОСТу ): вступление, основная часть, подведение итогов. 1. Вступительная часть необходима для установления связи с материалом, изученным ранее. 2. Основная часть самый важный и информативный этап, в контексте которого преподаватель с различных сторон излагает основные моменты темы, давая определение главным понятиям, предлагая оценочные суждения. 3. На этапе подытоживания происходит обобщение представленной информации, логическое завершение лекции. В конце докладчик может представить студентам тему следующего занятия, определить направление для самостоятельной работы.

Благодарю за внимание!