Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Проектные задачи в начальной школе Цель: создание условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов
Задача Задача – сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения.
Типы задач учебная конкретно- практическая творческая (олимпиадная) исследовательская
Цель педагога На что направлена Результат учебная задача учебная задача
Цель педагога На что направлена Результат конкретно-практическая задача конкретно-практическая задача
Цель педагога На что направлена Результат творческая задача творческая задача
На что направлена Результат исследовательская задача исследовательская задача Цель педагога
Можно ли с помощью задач данных типов Научить самостоятельно выбирать способ решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно из условия задачи; Стимулировать получение принципиально нового «продукта» Мотивировать поиск решения задачи в малой группе Оценить возможности детей действовать в новой ситуации Задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов
Типы задач учебная конкретно- практическая творческая (олимпиадная) исследовательская проектная
Цель педагога На что направлена Результат проектная задача проектная задача
В чём отличие проектной задачи от проекта?
Проект – целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. через систему (набор) заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение не существовавшего в практике ребенка результата, качественное самоизменение группы детей. проект проектная задача Дети определяют самостоятельно предлагаются учителем в виде набора (системы) заданий не задается задан через систему заданий Порядок действий Средства, материалы
Как строится проектная задача?
В ходе решения происходит качественное самоизменение группы детей ПЗ носит групповой характер. В ПЗ через систему (набор) заданий, задаются пути решения Педагогическая цель ПЗ способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества 1-3 классы выявить способность к переносу известных способов действий в новую модельную ситуацию 4 класс
. инструменты экспертные карты (оценка процесса решения) экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов» главное – оценка процесса (процесс решения, процесс предъявления результата) только потом – оценка результата. встроенное наблюдение (эксперты, лист наблюдений) Оценка решения проектной задачи мониторинг формирования учебного сотрудничества в классе цель метод
вопросы ответы Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания, сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)? Каким образом была распределена работа между членами группы (решали все задания вместе, распределили задания)? Взаимодействовали ли члены группы в ходе работы? Каким образом? Изменяли ли по ходу работы первоначальный план своих действий? Какие вопросы задавали дети по ходу выполнения работы? В какой мере результат соответствует поставленной задаче? Экспертный лист оценки работы группы
Анкета (до/после презентации) Поставь отметки в оценочных шкалах 1.Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа Хотел бы ты поработать еще раз в той же группе? ДА НЕТ Почему? __________________________________
Описание квази жизненной ситуации, постановка задачи (этап анализа) Описание квази жизненной ситуации, постановка задачи (этап анализа) Задание Задание 1 Задание Задание 1 Задание 2 Задание 3 Итоговое задание (этап синтеза) Дополнительные источники информации Этап моделирования
Описана проблемная ситуация – задача напрямую не должна быть поставлена.Описана проблемная ситуация – задача напрямую не должна быть поставлена. Задача формулируется самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации - формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации.Задача формулируется самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации - формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация имеет несколько путей преодоления и несколько возможных вариантов конечного «продукта».Проблемная ситуация имеет несколько путей преодоления и несколько возможных вариантов конечного «продукта». Описание квази жизненной ситуации, постановка задачи (этап анализа)
Проектная задача содержит в явном или относительно скрытом виде набор действий, выполняемые группой детей.Проектная задача содержит в явном или относительно скрытом виде набор действий, выполняемые группой детей. Количество заданий – это количество действий для решения задачи.Количество заданий – это количество действий для решения задачи. Задания
этапы любого проекта Анализ ситуации. Формулирование проблемы.Анализ ситуации. Формулирование проблемы. Быстрая и точная постановка цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели.Быстрая и точная постановка цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели. Поиск средств, путей решения - перевод проблемы в задачу.Поиск средств, путей решения - перевод проблемы в задачу. Выбор средств решения проблемы.Выбор средств решения проблемы. Решение проблемы.Решение проблемы. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой.Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Представление окружающим полученного результата.Представление окружающим полученного результата.
мыследеятельностныемыследеятельностные презентационные коммуникативные поисковые информационные проведение инструментального эксперимента умения и навыки проектной деятельности
мыследеятельностные выдвижение идеи (мозговой штурм) проблематизация целеполагание и формулирование задачи выдвижение гипотезы постановка вопроса (поиск гипотезы) формулировка предположения (гипотезы) обоснованный выбор способа или метода планирование своей деятельности самоанализ рефлексия презентационные построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности изготовление предметов наглядности подготовка письменного отчёта о проделанной работе коммуникативные слушать и понимать других выражать себя находить компромисс взаимодействовать внутри группы находить консенсус
поисковые находить информацию по каталогам контекстный поиск в Интернет формулирование ключевых слов информационные структурирование информации выделение главного приём и передача информации представление в различных формах упорядоченное хранение и поиск проведение инструментального эксперимента организация рабочего места подбор необходимого оборудования подбор и приготовление материалов проведение собственно эксперимента наблюдение хода эксперимента измерение параметров осмысление полученных результатов
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ 6» г. Муром Владимирская область : детям: - получить эмоциональную и содержательную поддержку; - попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса; - приобрести опыт, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование); учителю: - использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения; - органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей; - вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе. Групповая работа позволяет:
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ 6» г. Муром Владимирская область : Газета Игра Костюм Альбом Спектакль Публикация Справочник Презентация Учебное пособие Буклет Афиша Устный журнал Тематические выставки рисунков, поделок Набор открыток Памятка Реклама Плакат Проспект Раскладушка Макет Модель Папка Экскурсия Формы продуктов проектной деятельности: