Способности План: Понятие о способности. Способности и деятельность. Формирование способностей. Развитие природных задатков. Типы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные.
Задание 1 а) попробуйте (если вы правша) написать левой рукой свою фамилию, имя, отчество; б) поставьте подпись; в) нарисуйте цветок; г) молниеносно запишите свою фамилию, имя наоборот: с конца в начало, прочитайте
Задание 2 Посмотрите вокруг – ваша задача – увидеть и записать как можно больше предметов, имеющих форму круга или шара. Это должны быть предметы, находящиеся в настоящий момент в аудитории.
Вывод: вы провели аналитическую работу НЕЙРОБИКА – новый метод поддержания умственных способностей в хорошей форме. В основе методики – использование всех органов чувств, но в неожиданных комбинациях.
Понятие о способности Способности- индивидуально- психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности. Деятельность является первой пробой способностей и условием их развития. По Б.М. Теплову: способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Характеристика способностей Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.
Развитие природных задатков. Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков. Задатки- врожденные анатомо- физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.
Уровни развития творческих способностей: Одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Талант это высокий уровень развития специальных способностей. Талант характеризуется возможностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках достигнутого человечеством. Талантливый человек с легкостью осваивает соответствующий вид деятельности, вносит в его исполнение виртуозность, изящество, достигает качественного исполнения.
Гениальность – высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных. О гениальности можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, которые имеют выдающееся значение для жизни общества. Гением также называют человека, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, существенно влияющую на других людей в течение многих лет»
Виды способностей общие специальные
Общие способности важны во всех профессиях и видах деятельности Способность к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательным реакциям, координации движений и формированию двигательных навыков Способность к обучению (умственные способности и интеллект) Способность к общению и управлению собой (саморегуляция), тесно связанная с характером человека
Специальные способности способности, которые необходимы для успешного выполнения конкретного вида деятельности (художественные, музыкальные, организаторские, математические и др.)
Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности Высокий темп обучения соответствующей деятельности Широта переноса навыка, которая состоит в том, что обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях Энергетическая экономность выполнения данной деятельности Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности Высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам Индивидуальные особенности человека обуславливают индивидуальный стиль деятельности