Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России»
2 Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: Монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции Недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями Сфера применения Закон о защите конкуренции - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
3 Запреты, установленные Законом о защите конкуренции, в отношении хозяйствующих субъектов: Статья 10: Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением Статья 11: Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов Статья 11.1: Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию Статья 14: Запрет на недобросовестную конкуренцию Статья 16: Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
4 В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): - установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; - изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; - навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; - экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства; - экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями; - экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар; - создание дискриминационных условий; - создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования; - манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
5 В соответствии со статьей 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: - установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; - повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; - разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); - сокращению или прекращению производства товаров; -отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). Также запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: - о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; - об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар; - о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка; - об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.
6 В соответствии со статьей 11.1 Закона о защите конкуренции запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к: - установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; - повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; - разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); - сокращению или прекращению производства товаров; - отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами. Запрещаются иные согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если установлено, что такие согласованные действия приводят к ограничению конкуренции. К таким согласованным действиям могут быть отнесены действия по: - навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; - экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар; - созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
7 В соответствии со статьей 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; - введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; - продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; - незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
8 В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: -повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов); - экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; - разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); - ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.