Заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Абанкина Ирина Всеволодовна Государственный Университет – Высшая школа экономики Внедрение новой системы оплаты труда учителей Внедрение новой системы оплаты труда учителей
Основные цели реформирования: стимулирование процессов развития и нововведений за счет стремления школы к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности рост возможностей образовательного выбора для учащихся рост автономии школы повышение эффективности бюджетных расходов
Задачи современного этапа ; Конкурентоспособность учащихся и педагогов; Конкурентоспособность учащихся и педагогов; Внедрение инновационных образовательных программ Внедрение инновационных образовательных программ Рост оплаты труда за счет стимулирования качества и результативности; Рост оплаты труда за счет стимулирования качества и результативности; Сокращение зон неэффективности – выбраковка устаревших программ и услуг низкого качества; Сокращение зон неэффективности – выбраковка устаревших программ и услуг низкого качества; Повышение академической мобильности и автономии учебных заведений; Повышение академической мобильности и автономии учебных заведений; Освоение новых педагогических технологий и методов обучения; Освоение новых педагогических технологий и методов обучения; Повышение квалификации педагогов и администраторов образования; Повышение квалификации педагогов и администраторов образования; Обмен опытом, налаживание горизонтальных связей и сетевого взаимодействия. Обмен опытом, налаживание горизонтальных связей и сетевого взаимодействия.
Трехкомпонентное бюджетное финансирование финансирование по нормативам на одного учащегося - «подушевые» региональные нормативы на оплату труда и учебные расходы и муниципальные нормативы финансирования содержания школы и пришкольных территорий; стимулирующее финансирование – Национальный проект и аналогичные меры для региональных и муниципальных уровней; программное финансирование развития – развитие материальной базы, информатизации, реструктуризации сетей и др.).
Ядро нормативного финансирования - новая региональная система оплаты труда учителей и школьных работников, стимулирующая качество работы и постоянный рост квалификации
Виды деятельности учителя и их оплата существующее положение 6 Урочная работа, замены уроков Классное руководство Тестирование, зачеты, экзамены, экзаменационные консультации Проверка письменных работ Работа по учебным кабинетам Индивидуальные и групповые занятия с детьми, консультации, собеседования Самообразование и повышение квалификации. Методическая работа Занятия по ликвидации пробелов в знаниях Занятия с детьми с повышенной мотивацией, с одаренными детьми Экскурсии, выходы в театры и др. внешкольная работа с детьми Внеурочная работа по предмету (олимпиады, марафоны, научно- исследовательская работа с уч-ся и т.д.) Педагогические советы Семинары, совещания, планерки; Дежурства Работа с родителями (инд. встречи, беседы, посещение детей и родителей на дому, родительские собрания) Посещение уроков других учителей Подготовка к урокам оплачивается небольшая надбавка не оплачивается за редким исключением не оплачивается
Ключевой принцип Разделение ФОТ: базовая часть - оплата за урочную и внеурочную, воспитательную, методическую работу учителя – примерно 60-70% стимулирующая часть – оплата за результативность и качество, распределяется с участием органов государственно-общественного управления школы – примерно 30-40%
Характеристики НСОТ увязка зарплаты и качества; нормирование и учет в базовой части оплаты труда всех видов деятельности учителей: аудиторной и внеаудиторной нагрузки зависимость оплаты труда в базовой части от числа обучаемых; расширение стимулирующей функции зарплаты; участие представителей общественности в принятии решений о качестве и стимулировании работы; результирующий рост фактических доходов учителей.
Сокращение зон неэффективности: ликвидация диспропорции в структуре работающих – рационализация соотношения педагогического, административно- управленческого и учебно- вспомогательного персонала оптимизация соотношения ученик/учитель – поэтапное приближение к общеевропейскому уровню снижение учебной нагрузки на учащихся за счет использования современных педагогических технологий
Динамика соотношения ученик/учитель
* * ,518,517,816,514,312,912,211,911,711,611,110,610,4 * Среднеевропейский уровень * Желательный уровень для России на современном этапе
Достигаемые эффекты: конкурентоспособный уровень оплаты труда учителей в регионе, препятствующего негативному отбору кадров в системе общего образования; рациональное соотношение ученик/учитель отдельно для городских округов и для сельских муниципальных районов (за исключением удаленных школ в труднодоступных районах); оптимальная доля учителей в общей численности работающих в общеобразовательном учреждении; соотношение базовой и стимулирующей части оплаты труда, нацеленное на результативность и качество; повышение квалификации учителей и администраторов образования.
Необходимые действия: Разработка и принятие на региональном уровне закона о новой системе оплаты труда Проведение необходимых расчетов и обоснований Разработка и принятие необходимой нормативно-правовой базы на региональном и муниципальном уровнях Уведомление учителей и работников образовательных учреждений о введении НСОТ Внесение изменений и дополнений в уставные документы образовательных учреждений Проведение разъяснительной работы
Спасибо за внимание Государственный университет – Высшая школа экономики Институт развития образования Ирина Всеволодовна Абанкина