Основы композиции Симметрии и асимметрии. Уравновешенная и неуравновешенная композиция Составила студентка Умарова Г.Б.
Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета. Средства композиции. Каждое из этих средств имеет самостоятельное значение; все они необходимы для передачи художественной выразительности картины
Передача симметрии и асимметрии в композиции Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна
Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены. Ф. ХОДЛЕР. Озеро Тан
В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны Симметричная композиция, Асимметричная композиция
Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция
Передача равновесия в композиции В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними.
Рассмотрите рисунки на этой странице и расскажите, с помощью каких средств достигается равновесие в композиции. а – уравновешенная по цвету, б – неуравновешенная по цвету
Список литературы 1. Горбачев В.В.Концепции современного естествознания. В 2 ч.:Учебное пособие. М.: Издательство МГУП, Жёлудев И.С. симметрия и её приложения. –М.: Энергоатомиздат, 1983 г. Сонин А.С. Постижение совершенства: симметрия, асимметрия, диссимметрия, антисимметрия. – М.: ЗНАНИЕ, 1987 г. 3. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии М.: Мысль, 1974 г. 4. Хорошавина С.Г. концепции современного естествознания – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000