Бюджетирование, ориентированное на результат в РФ и мировой опыт
Бюджетирование, ориентированное на результат Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) методологический подход к планированию и исполнению государственного и местных бюджетов, реализуемый с середины 2000-х годов в рамках бюджетной реформы, при котором используются методы распределения бюджетных ресурсов в согласовании с целями, задачами и функциями государства и с учётом меняющихся приоритетов государственной политики ПРЕДПОССЫЛКА Бюджетная реформа ( Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от ФЗ )
Нормативно-правовая база Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов; Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. 239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»; Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. 259 «Об утверждении положения о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на годы»; Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
Задачи БОР 1 Приближение бюджетной классификации РФ к требованиям международных стандартов Приближение бюджетной классификации РФ к требованиям международных стандартов 2 Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств 3 Включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период Включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период 4 Введение ведомственных целевых программ, в рамки которых должна включена значительная часть бюджетных расходов Введение ведомственных целевых программ, в рамки которых должна включена значительная часть бюджетных расходов 5 Распределение бюджетных ресурсов между РБС и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей Распределение бюджетных ресурсов между РБС и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей
Компоненты БОР Стратегическое планирование на основе распределения ограниченных бюджетных ресурсов ex ante между различными направлениями использования в соответствии с установленными приоритетами Ориентация на отчетность главным образом по результату, а не только по соблюдению процедур расходования средств (включая сроки их освоения) освоения) Управление в рамках субъектов бюджетного планирования с их координацией в решении межведомственных задач
Схема финансирования государственных (муниципальных) учреждений ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Бюджетная смета Субсидия на предоставление гос. услуги Поступления от приносящей доход деятельности
Показатель«Классическое» бюджетированиеБОР Ключевая идея Освоение (без превышения) утверждённого бюджета Увязка расходов с получением значимых результатов Цель Сколько средств надо потратить? Какой результат будет достигнут за счёт потраченных средств? Методы планирования o Индексное o От достигнутого o Бизнес-проекты o Нормативы Контроль По статьям затрат Финансовые и нефинансовые показатели Элементы o Сметы o Бюджеты o Лимиты o Цели o KPI o Целевые программы o Бизнес-проекты (планы) Бюджетирование и БОР
«Классическое» бюджетированиеБОР Целевое использование средств соответствие плану Целевое использование средств соответствие целям и результатам Годовой горизонт Трехлетние "лимиты" расходов Индексация расходов Конкуренция программ Приоритет функциональной и детальной экономической классификации Приоритет ведомственной (программной) и укрупненной экономической классификации Контроль затрат Контроль (мониторинг) результатов Внешний контроль за деятельностью Внутренний контроль и подотчетность Планирование на основе расходных потребностей ведомств Планирование на основе приоритетов и ожидаемых результатов программ Высокая степень централизации в принятии решений Делегирование управленческих полномочий на уровни эффективного исполнения Бюджетирование и БОР
Страна Уроки США - переход на БОР требует одновременной трансформации принципов управления в государственном и общественном секторах – переход от административных методов к использованию хозяйственной инициативы на местах; - доклады о целях и ожидаемых результатах реализации программ включают несколько вариантов достижения планируемых результатов в пределах определенного объема затрат, особенно это актуально в условиях экономического кризиса глобальной социально-политической нестабильности. Великобритания - трехуровневая система государственных планов (как на федеральном, так и на региональном уровне); - поставщики социально значимых услуг - не только государственные, но и частные организации, это способствует развитию конкурентной среды в бюджетном секторе, повышению качества предоставляемых услуг, а также уменьшению расходов на содержание учреждений бюджетной сферы. Применение указанного метода может проявить свою эффективность и в российской практике (реструктуризация бюджетной сети, перевод бюджетных учреждений на новые принципы содержания и финансирования). Мировая практика
Страна Уроки Канада - огромный объем методических разработок по определению индикаторов эффективности и результативности бюджетных расходов. Полезная информация для органов власти всех уровней, т.к. определение перечня оценочных показателей и методическое обеспечение их расчетов является наиболее сложной задачей. Австралия - тесное взаимодействие между органами власти, курирующими бюджетирование по результатам (Министерство финансов, Департамент премьер-министра и аудиторские органы). Особенно важным в данном аспекте является межрегиональное и межмуниципальное сотрудничество, реализация которого действительно позволит улучшить качество предоставляемых населению услуг; - значительное делегирование бюджетных полномочий - департаменты могут самостоятельно определять конкретную структуру ресурсов, которую они считают необходимой для производства требуемого объема результатов; - обязательное присутствие в системе бюджетирования по результатам аудиторского органа, который анализирует эффективность программ правительства страны.