ТВОРЧЕСТВО АРХИТЕКТОРА РАСТРЕЛЛИ
ПЛАН БИОГРАФИЯ; ТВОРЧЕСТВО; РАСТРЕЛЛИЕВСКИЙ СТИЛЬ; АНАЛИЗ РУНДЬСКОГО ДВОРЦА; ВЫВОДЫ; ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.
БИОГРАФИЯ Граф Бартоломео Франческо Растрелли русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. родился в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНЧЕСКО ПОЛУЧИЛ ПОД РУКОВОДСТВОМ СВОЕГО ОТЦА, ПРИВЛЕКАЛСЯ К ДОСТРОЙКЕ ДВОРЦОВ А. Д. МЕНШИКОВА. ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1720-Х ГГ. НЕСКОЛЬКО РАЗ ВЫЕЗЖАЛ НА ОБУЧЕНИЕ В ЕВРОПУ, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО В ИТАЛИЮ И ВО ФРАНЦИЮ. НАИБОЛЕЕ РАННЯЯ ЗАДОКУМЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА РАСТРЕЛЛИ КАМЕННЫЙ ТРЁХЭТАЖНЫЙ ДВОРЕЦ ДМИТРИЯ КАНТЕМИРА ВБЛИЗИ ПОТЕШНОГО ПОЛЯ В ПЕТЕРБУРГЕ ( ).
ТВОРЧЕСТВО ПЕРВЫЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТВОРЕНИЯ РАСТРЕЛЛИ БЫЛИ СОЗДАНЫ В КУРЛЯНДИИ. ЗДЕСЬ В 1730-Е ГОДЫ ДЛЯ ГЕРЦОГА БИРОНА ОН СТРОИТ РУНДАЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ И ДВОРЕЦ В МИТАВЕ. МИТАВСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ В СРАВНЕНИИ С РУЕНТАЛЬСКОЙ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ РАСТРЕЛЛИ. ПРИЁМЫ РАСЧЛЕНЕНИЯ МАСС И РАЗРАБОТКИ СТЕН ОТ ПРОЕКТА К ПРОЕКТУ СТАНОВЯТСЯ ВСЁ ПЛАСТИЧНЕЕ. АРХИТЕКТОР ПОСТЕПЕННО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУСТОВКИ, А ПИЛЯСТРАМ И ТЯГАМ НАЧИНАЕТ ПРЕДПОЧИТАТЬ БОЛЕЕ РЕЛЬЕФНЫЕ ПОЛУКОЛОННЫ.
РУНДАЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ
ДВОРЕЦ В МИТАВЕ
РАСТРЕЛЛИЕВСКИЙ СТИЛЬ СТИЛЬ ДВОРЦОВЫХ ПОСТРОЕК РАСТРЕЛЛИ ВПОЛНЕ ОРИГИНАЛЕН. ДЛЯ НЕГО ХАРАКТЕРНО ШИРОКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ПОЛИХРОМНЫХ ФАСАДАХ ПОЛУЦИРКУЛЬНЫХ ЗАВЕРШЕНИЙ ОКОН И ПОЛУКОЛОНН, СОБРАННЫХ, КАК ПРАВИЛО, В ПУЧКИ И ПАРЫ. ПРИ ЭТОМ НАРУЖНЫЕ КОЛОННЫ И ПОЛУКОЛОННЫ У РАСТРЕЛЛИ НЕ ИГРАЮТ КОНСТРУКТИВНОЙ РОЛИ, А ПРЕДСТАВЛЯЮТ СКОРЕЕ ПОДОБИЕ ТЕКТОНИЧЕСКОГО ДЕКОРА.
БОЛЬШИЕ ПАРАДНЫЕ ЗАЛЫ РАСТРЕЛЛИ ОХВАТЫВАЮТ ВСЮ ГЛУБИНУ ЭТАЖА, ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ИНТЕРЬЕРОВ ОН ИЗБЕГАЕТ КРИВОЛИНЕЙНОСТИ, СВОЙСТВЕННОЙ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ РАДИКАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ БАРОЧНОЙ ЭСТЕТИКИ.
ИЗВЕСТНО, ЧТО РАСТРЕЛЛИ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ДЕЛАЛ ТРАДИЦИОННЫХ ЛЕНТОЧНЫХ ФУНДАМЕНТОВ, А СОЗДАВАЛ МОЩНЫЕ ПЛАТФОРМЫ-РОСТВЕРКИ ИЗ ЕСТЕСТВЕННОГО КАМНЯ И КИРПИЧА НА СВАЙНЫХ ОСНОВАНИЯХ. ЭТО ПОЗВОЛЯЛО ЕМУ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ЧАСТИЧНО ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯТЬ НАГРУЗКИ. МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ЭТО ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ АРХИТЕКТОРА РАСТРЕЛЛИ КАК ВЫДАЮЩЕГОСЯ ИНЖЕНЕРА-СТРОИТЕЛЯ, ПРЕКРАСНО ПОНИМАВШЕГО, КАКИМ ОБРАЗОМ НУЖНО ВОЗВОДИТЬ СООРУЖЕНИЯ НА СЛАБЫХ ГРУНТАХ В УСЛОВИЯХ ПЕТЕРБУРГА.
АНАЛИЗ РУНДАЛЬСКОГО ДВОРЦА ОДИН ИЗ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ XVIII СТОЛЕТИЯ В ЛАТВИИ. ПОСТРОЕН ПО ПРОЕКТУ РОССИЙСКОГО АРХИТЕКТОРА ИТАЛЬЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ. СТРОИТЕЛЬСТВО ДВОРЦА НАЧАЛОСЬ В 1736 ГОДУ ПО ЗАКАЗУ ЭРНЕСТА ИОГАННА БИРОНА – ФАВОРИТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТРИЦЫ АННЫ ИОАННОВНЫ. ОДНАКО ПОСЛЕ ЕЕ СМЕРТИ В 1740 ГОДУ БИРОН ОКАЗАЛСЯ В ССЫЛКЕ, И СТРОИТЕЛЬСТВО ДВОРЦА ПРИОСТАНОВИЛОСЬ. ВОЗОБНОВИТЬ И ЗАВЕРШИТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО УДАЛОСЬ ТОЛЬКО В 60-Е ГОДЫ, ПО ВОЗВРАЩЕНИИ БИРОНА ИЗ ССЫЛКИ.
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДВОРЦА УЧАСТВОВАЛИ РАБОЧИЕ, МАСТЕРОВЫЕ И ХУДОЖНИКИ, В ОСНОВНОМ, ИЗ ПЕТЕРБУРГА, А ТАКЖЕ СОЛДАТЫ. В 1972 ГОДУ ВО ДВОРЦЕ БЫЛ ОТКРЫТ МУЗЕЙ И НАЧАЛИСЬ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ, ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ ПО СЕЙ ДЕНЬ.
ВЫВОДЫ ГРАФ БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО РАСТРЕЛЛИ РУССКИЙ АРХИТЕКТОР ИТАЛЬЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ; ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНЧЕСКО ПОЛУЧИЛ ПОД РУКОВОДСТВОМ СВОЕГО ОТЦА; ПЕРВЫЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТВОРЕНИЯ РАСТРЕЛЛИ БЫЛИ СОЗДАНЫ В КУРЛЯНДИИ; ИЗВЕСТНО, ЧТО РАСТРЕЛЛИ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ДЕЛАЛ ТРАДИЦИОННЫХ ЛЕНТОЧНЫХ ФУНДАМЕНТОВ, А СОЗДАВАЛ МОЩНЫЕ ПЛАТФОРМЫ-РОСТВЕРКИ ИЗ ЕСТЕСТВЕННОГО КАМНЯ И КИРПИЧА НА СВАЙНЫХ ОСНОВАНИЯХ.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ %B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8,_%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0% BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BE_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8 7%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE