Родился Роберт в ноябре 1850 г. в Шотландии. Семья была обеспеченной. Отец и дед имели хорошее образование. Оба они были морскими инженерами, строили маяки. Томас Стивенсон – так звали отца – гордился самым значительным делом своей жизни – строительством маяка Скерривор. Мальчик с малых лет наблюдал за морем, накатывающимися широкими волнами, белеющими парусами, коварными рифами, острыми скалами. Все это позже отразится в его книгах. Роберт Льюис был единственным ребенком в семье, он обладал слабым здоровьем, подолгу оставался в постели из-за гнетущей его болезни – туберкулеза.
По исполнении тринадцати лет, когда здоровье мальчика немного улучшилось, его отправили учиться в закрытую школу. В каникулы, летом, Льюису удавалось совершать путешествия по родной Шотландии – земле, которую он полюбил очень сильно. Позднее, став писателем, он посвятил родине свои рассказы, очерки, романы, стихи.
Время шло, в 1867 г. Стивенсон, по настоянию родителей, поступил в Эдинбургский университет на юридический факультет. Он отказался продолжить традицию семьи, где все мужчины становились морскими инженерами. Здоровье вновь напомнило о себе. Врачи предложили уехать на юг, во Францию. Во время этого путешествия юноша пишет свои путевые заметки (очерки). Природные наблюдательность и дарование, умение сходиться с людьми, свежий взгляд на разные вещи помогли ему в 1873 году начать публиковаться. С этого времени и до конца жизни каждый год в печати будут появляться произведения Роберта Льюиса Стивенсона.
Со смертью отца изменилась жизнь сына. Стивенсон с семьей уезжает в Америку, нанимает яхту «Каско» и более полугода плавает по южным морям. Морской воздух, солнце укрепили здоровье, писатель вновь полон сил. Он понимает, что, только живя ближе к экватору, чувствует себя хорошо, поэтому покупает участок земли и до конца своих дней остается жить на острове Уполу среди туземцев. Он изучает местный фольклор, дружит с местными жителями, работает физически и много пишет.
13 ноября 1894 г. Стивенсону исполнилось 44 года, в его честь на острове состоялся праздник, а 3 декабря Стивенсона не стало. Похоронили писателя на вершине горы Веа, где морской горизонт простирается, насколько может охватить взор. Чтобы отдать последний долг своему другу и писателю, местные жители пробирались по крутым склонам горы в абсолютном молчании, прорубая сквозь заросли путь топорами и мотыгами к месту, выбранному для захоронения самим Стивенсоном.
Стивенсона всегда интересовал фольклор. Он обрабатывал народные легенды, поверья. Одно из таких произведений - баллада
В основу баллады была положена народная легенда о пиктах. Когда-то очень давно они жили в Шотландии. Это был необыкновенный народ. Как гласит легенда, они занимались изготовлением мёда, поэтому иногда их еще называли медоварами. Мёд их был не простой, а вересковый, то есть сваренный из вереска – необыкновенного цветка, который растёт в Шотландии. Там существуют целые заросли этого растения
Какими были пикты, как они выглядели? Попробуйте описать их.
Из вереска напиток Забыт давным-давно. А был он слаще меда, Пьянее, чем вино. В котлах его варили И пили всей семьей Малютки-медовары В пещерах под землей. Пришел король шотландский, Безжалостный к врагам, Погнал он бедных пиктов К скалистым берегам. На вересковом поле, На поле боевом Лежал живой на мертвом И мертвый - на живом.
Что произошло давным-давно в стране пиктов? Какой эпитет подбирает автор для того, чтобы описать шотландского короля ? БЕЗЖАЛОСТНЫЙ Как вы думаете, почему Стивенсон называет пиктов «бедными»? Почти всех убили, истребили. Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу? Сочувствует, так как называет «бедными».
Лето в стране настало, Вереск опять цветет, Но некому готовить Вересковый мед. В своих могилках тесных, В горах родной земли Малютки-медовары Приют себе нашли. Король по склону едет Над морем на коне, А рядом реют чайки С дорогой наравне. Король глядит угрюмо: "Опять в краю моем Цветет медвяный вереск, А меда мы не пьем!" Но вот его вассалы Приметили двоих Последних медоваров, Оставшихся в живых. Вышли они из-под камня, Щурясь на белый свет, - Старый горбатый карлик И мальчик пятнадцати лет. К берегу моря крутому Их привели на допрос, Но ни один из пленных Слова не произнес. Сидел король шотландский, Не шевелясь, в седле. А маленькие люди Стояли на земле. Гневно король промолвил: - Пытка обоих ждет, Если не скажете, черти, Как вы готовили мед! Что произойдёт впоследствии? Почему вы так считаете?
Сын и отец молчали, Стоя у края скалы. Вереск звенел над ними, В море - катились валы. И вдруг голосок раздался: - Слушай, шотландский король, Поговорить с тобою С глазу на глаз позволь! Кто сейчас будет разговаривать «с глазу на глаз» с шотландским королём? О чем пойдет речь?
Старость боится смерти. Жизнь я изменой куплю, Выдам заветную тайну! - Карлик сказал королю. Голос его воробьиный Резко и четко звучал: - Тайну давно бы я выдал, Если бы сын не мешал! Мальчику жизни не жалко, Гибель ему нипочем. Мне продавать свою совесть Совестно будет при нем. Пускай его крепко свяжут И бросят в пучину вод, А я научу шотландцев Готовить старинный мед! Расскажите о своих ощущениях. Ваше отношение к действиям маленького пикта? Объясните, почему он просит короля убить сына?
Сильный шотландский воин Мальчика крепко связал И бросил в открытое море С прибрежных отвесных скал. Волны над ним сомкнулись. Замер последний крик... И эхом ему ответил С обрыва отец-старик. - Правду сказал я, шотландцы, От сына я ждал беды. Не верил я в стойкость юных, Не бреющих бороды. А мне костер не страшен. Пускай со мной умрет Моя святая тайна - Мой вересковый мед!
Пикты народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии. Что вы можете сказать о них после прочтения произведения? Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые, а также гордые, свободолюбивые и не сдающиеся ни при каких обстоятельствах. Вельможа - здесь: лицо, которое руководит страной, правитель, властитель. Пучина водоворот.
Вереск это вечнозеленый низенький куст с мелкими листочками и розовыми цветами. Чем же является вереск для пиктов? Вереск для пиктов – это жизнь. Как защищали пикты свою землю? (текст) На вересковом поле, На поле боевом Лежал живой на мертвом И мертвый на живом.
Стивенсон не даёт нам описания, как сражались пикты. Но мы понимаем, что это «война не на жизнь, а насмерть». Прекрасное вересковое поле стало страшным.
Кто является главным героем баллады? Старик пикт. Найдите в тексте, слова ярко и образно описывающие его. «старый горбатый карлик». Каков характер старика пикта? Почему он не пожалел жизни своего сына, чтобы сохранить тайну старинного напитка? Ваше отношение к такому поступку? Обозначьте: он положительный или отрицательный персонаж?
- Правду сказал я, шотландцы, От сына я ждал беды. Не верил я в стойкость юных, Не бреющих бороды. А мне костер не страшен. Пускай со мной умрет Моя святая тайна - Мой вересковый мед! С каким чувством старик произносит эти слова? С гордостью, с достоинством. Во имя чего совершает старик подвиг?
БАЛЛАДА – лиро-эпический жанр, в котором на основе сюжетного повествования даётся лирическая, эмоциональная оценка персонажей и событий; как правило, включает в себя пейзажный зачин и пейзажную концовку и строится на введении открытого или скрытого диалога. В каком жанре написано произведение? Особенности балладного жанра в этом произведении? Исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка.
Экспозиция: рассказ о маленьком народе, о мёде, который они «варили и выпивали и…судьбе радовались своей». Завязка:Король истребил всех пиктов. Развитие действия: Король хотел узнать секрет медоваров, он взял в плен отца и сына. Разговор старика и короля. Гибель молодого медовара. Смерть пикта, который ничего не сказал королю. Кульминация:
Какая часть композиции отсутствует? Почему автор исключил её? В конце произведения все маленькие пикты умирают. Но можно ли это считать поражением? Нет, ведь король так и не узнал секрет приготовления напитка. Он истребил всех пиктов, но не смог подчинить их себе. В этом главный смысл произведения. Чем пикты смогли победить короля? Пикты смогли победить короля своей стойкостью, мужеством, умением противостоять злу и насилию, даже в такую минуту, когда тебе грозит смерть.
В произведении нет ни одного имени маленьких пиктов. Почему? Автор показывает типичность образа. Определите тему и основную мысль произведения. Тема: Основная мысль: смерть последних людей из маленького народа медоваров борьба за независимость и свободу против завоевателей.
Закончите фразу 1. Прочитав балладу, я пришла (пришёл) к выводу… 2. Самое интересное в балладе – это На месте старого пикта я бы….