Мармеладова Софья Семеновна
Софья Семеновна Мармеладова Соня родилась в семье мелкого чиновника, глава которого мало зарабатывал и любил выпить. Мать девушки давно умерла, и теперь героиня живет вместе с мачехой и тремя ее детьми. Автор наделил Соню белокурыми локонами, голубыми глазами, в которых всегда читалось удивление, благодаря чему девушка больше была похоже на ребенка, несмотря на то, что ей уже исполнилось 18 лет. Семья Мармеладовых переживает финансовые трудности из-за чего Соня решает переступить через себя и пойти работать проституткой. Из-за своей работы девушке приходится снимать несуразную и уродливую комнату отдельно от семьи:«...Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое». Во всей большой комнате практически нет мебели, что подчеркивает не только бедность, но и одиночество героини.
Ради благополучия своей семьи Соня решает бросить неприбыльную работу швеей и отправиться работать на улице. После гибели отца в суете и переполохе происходит знакомство Сони с Раскольниковым. Девушка была так тронута его помощью с похоронами отца, что отправилась отблагодарить юношу, так и завязались непростые отношения главных героев. Молодые люди оба чувствуют себя изгоями общества и ищут поддержку в общении друг с другом. Следом за мужем от чахотки умирает Катерина Ивановна, после чего забота о младших членах семьи ложиться на плечи Сони. Но тут неожиданно на помощь приходит господин Свидригайлов. Судьба Сони Героиня намерена посвятить себя Раскольникову и отправиться с арестантом в ссылку. В Сибири, куда отправляют главного героя, Соня устраивается на работу швеей. Позорная профессия остается в прошлом, и, несмотря на холодность молодого человека, Соня хранит верность Родиону. Терпение и вера девушки приносят результат Раскольников осознает, насколько нуждается в Мармеладовой. Наградой для двух израненных душ стало совместное счастье, пришедшее после искупления грехов.
На первый взгляд Соня может показаться самой что ни на есть грешницей, на в действительности девушка никогда не отрекалась от вера. В проституции она видит лишь самый действенный из всех возможных ей способ заработка. Весь образ Сони строится на противостоянии чистой и невинной души с порочным способ заработка, который омрачает героиню в глазах окружающих и ее самой. Но все же девушка не спешит обвинять Раскольникова в убийстве, она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни. Роль религии в жизни Сони
Отношения с Раскольниковым Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку. Раскольников же не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Соня приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей, в отличии от Раскольникова
Экранизации 1909 (Россия) реж. Василий Гончаров. В роли Сони – Александра Гончарова 1934 (Франция) реж. Пьер Шеналь 1956 (Франция) реж. Жорж Лампен. В роли Сони – Марина Влади Полина Филоненко 1969 (СССР) Двухсерийный фильм «Преступление и наказание» реж. Лев Кулиджанов Татьяна Бедова 2007 (Россия) 8-серийный телевизионный фильм реж. Дмитрий Светозаров Полина Филоненко Татьяна Бедова