Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными делятся на следующие виды: Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением с неоднородным подчинением с последовательным подчинением
I. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением: 1) Мы вспоминаем час великий тот, когда впервые замолчали пушки, когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке. [ ], (когда…),(когда…).
Однородные придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному и являются одинаковыми по значению. Во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз: [Яков встал рано утром], (когда солнце ещё не палило так жарко) и (с моря веяло бодрой свежестью).
Если придаточные связаны неповторяющимся союзом И,то запятая между ними не ставится: 1)Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.(А.Ахматова). 2)Она мечтала вслух о том, как она будет жить в Дубячне и какая это будет интересная жизнь.(А.Чехов)
II. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением: 1 Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон, ему показалось, что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. При параллельном подчинении оба придаточных подчиняются главному предложению,но отвечают на разные вопросы и относятся к разным типам. (Когда …), [ ], ( что…).
III. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением: 1)Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, которые отстояли красоту. [… ], ( когда …), (которые…). При последовательном подчинении образуется цепочка предложений:главному предложению подчиняется первое придаточное,первому придаточному – второе и т.д.При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.
При последовательном подчинении одно придаточное может находиться внутри другого: [Вода обрушилась так страшно],(что,(когда солдаты бежали внизу),им вдогонку уже летели бушующие потоки). Запятая между стоящими рядом союзами не ставится, если дальше идёт вторая часть союза – то или так.. [ ], ( что, ( когда …), …). [ ], (что (когда), то ).
Нередко встречаются сложноподчинённые предложения с комбинированным подчинением: однородное+параллельное,однородное+последовательное,последовательное+параллельное и т.д. ( Пока мы разговаривали), [хозяйка тихонько вышла], (чтобы запереть ворота), (которые мы впопыхах даже не закрыли). [ ], ( пока), ( чтобы), ( которые).
Определите вид подчинительной связи в предложениях: 1. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. 2. Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил. 3. На горизонте мигнула молния и так ярко, что осветила ту часть поля, где стояли уборочные машины. 4. Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.
5. Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря,чтобы переночевать и утром двинуться дальше. 6. Если посмотреть на луну в телескоп, можно увидеть, что у неё весьма своеобразная поверхность. 7. В воздухе,куда ни взглянешь,кружатся целые облака снежинок,так что не разберёшь,идёт ли снег с неба или с земли. 8. Я лишь хочу,чтобы взяла букет та девушка, которую люблю.
1) Последовательное подчинение 2)Однородное подчинение 3)Последовательное подчинение 4)Параллельное (неоднородное)подчинение 5)Последовательное подчинение 6)Параллельное (неоднородное) подчинение 7)Параллельное и последовательное подчинение 8)Последовательное подчинение
1.Бывает, что если н.е повезло с утра, то не везёт весь день. 2. Было очевидно, что когда противник ослабеет, справиться с ним будет легко. 3. Я зачитался до того, что когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто звонит и зачем. 4. Мне показалось, что когда мы расставались, от вас веяло холодом. 5. Юноша подумал, что если бы дело шло о пустяках, то он бы не противился.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.