«Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс Подготовила и провела воспитатель: Сергеева Л.В. с. Размазлей 2016 г. Размазлейская основная школа-филиал муниципального бюджетное образовательное учреждение «Котовская основная школа» «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс Подготовила и провела воспитатель: Сергеева Л.В. с. Размазлей 2016 г.
Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи Показать, как можно использовать игры в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми. Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность. Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.
Практическая значимость: Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.
Периодичность: 1 день Форма проведения: 7 минут – вхождение в тему 15 минут – практическая деятельность 3 минут - рефлексия Конечный результат: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в экологическом воспитании дошкольников, а именно овладение знаниями, посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Тематический план: п/п Содержание мастер-класса Количество теоретических часов 1 Вхождение в тему -общие сведения; - игра «Воображаемое путешествие». 7 мин. 2 Практическая деятельность - Сказка в игровой форме «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора». 15 мин. 3 Рефлексия 3 мин.
Общие сведения по теме самообразования на учебный год Цель: исследование игры и познавательно-исследовательской деятельности как средства экологического воспитания дошкольника. Задачи: - изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно экологические игры; - развивать у детей способности устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарного эксперимента; - воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
Этапы разработки: Подготовительный (сбор информации по проблеме). Организационно-диагностический Результативный Основные вопросы, намеченные для изучения. 1. Выявить особенности экологической игры и эксперимента. 2. Рассмотреть методику организации некоторых экологических игр и экспериментов. 3. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 4. Разработать методический банк (экологические игры, опыты и эксперименты.
Литература по теме: 1. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2012 – 240 с. 2. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, – 144 с. 3. Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, – 185 с. 4. Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт- П. : Детство-Пресс, – 300 с. Чей опыт предполагается изучить по данной теме: 1. Поддъяков Н. Н. «Исследовательская активность ребенка». 2. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду».
Результаты экологического воспитания:
«Мозговой штурм» Последовательность детского экспериментирования. выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза
Проблемная ситуация Целеполагание Выдвижение гипотез Проверка предположения Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось). Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
«Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А. «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»
Опыт 1. Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Опыт 2 Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.
Опыт 3. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Заключение: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.