Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
2 Функции ФАС России Пресечение злоупотребления доминированием; Борьба с картелями; Пресечение антиконкурентных действий органов власти (включая государственные преференции); Обеспечение соблюдения норм антимонопольного законодательства, содержащихся в отраслевом законодательстве (земельном, жилищном, водном, лесном, о природных ресурсах); Контроль экономической концентрации. Контроль соблюдения антимонопольного законодательства:
3 Функции ФАС России Контроль деятельности субъектов естественных монополий - антимонопольное регулирование субъектов естественных монополий (включая вопросы недискриминационного доступа); обеспечение проконкурентного характера реформирования естественномонопольных секторов. Недопущение недобросовестной конкуренции; Контроль законодательства в сфере рекламы.
4 Контроль осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства; Обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Функции ФАС России
5 Экономия бюджетных средств составила: 2006 г млрд. рублей 2007 г млрд. рублей 2008 г млрд. рублей Функции ФАС России Контроль соблюдения законодательства в области государственных закупок
6 Второй антимонопольный пакет законов: ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»; ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации»; ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Совершенствование конкурентного законодательства
7 Возможность признания доминирующим положения компании, доля которой на рынке составляет менее 35 %. Существенные изменения в понятия «монопольно высокая» и «монопольно низкая» цена товара. Уточнен понятийный аппарат: Совершенствование конкурентного законодательства
8 Расширены полномочия антимонопольного органа при проведении проверок хозяйствующих субъектов. Уточнены положения «программы освобождения от ответственности». Установлена уголовная ответственность за картельную деятельность (максимальное наказание – 7 лет лишения свободы). Из-под действия запрета «per se» выведены вертикальные соглашения. Совершенствование конкурентного законодательства Усилен инструментарий борьбы с картелями:
9 ФАС России дано право обжаловать в суде акты законодательных органов субъектов РФ, предусматривающие необоснованное предоставление преференций; Предусмотрена возможность выдачи предписаний по возврату необоснованно предоставленного имущества; Введена дисквалификация как мера административной ответственности для государственных и муниципальных служащих (до 3-х лет). Усилен контроль над органами власти: Совершенствование конкурентного законодательства
10 Вводится уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию; Установлено требование о раскрытии информации о конечных выгодоприобретателях по сделке; Закреплено право антимонопольного органа при согласовании сделок выдавать предписания о продаже определенного объема продукции на товарной бирже. Совершенствование конкурентного законодательства Обновлены принципы контроля экономической концентрации
11 Предварительное согласование сделки антимонопольным органом требуется, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 млрд.рублей (сейчас – 3 млрд.рублей) или оборот такого лица превышает 10 млрд.рублей (сейчас – 6 млрд.рублей). Повышены пороговые значения активов организаций для целей контроля экономической концентрации – Совершенствование конкурентного законодательства
12 Международная конференция по конкурентной политике под эгидой БРИК – еще один шаг по активизации международного сотрудничества в области конкурентной политики, приоритетным направлением которого должно стать борьба с картелями. Экономики стран БРИК
13 высокая степень концентрации производства; наличие устойчивых корпоративных связей; неразвитость рыночных институтов; значительное вмешательство государства в экономику; привлекательность национальных рынков для транснациональный корпораций. Экономики стран БРИК Факторы, определяющие высокую вероятность картелизации экономики стран БРИК:
14 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!