АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
Коммуникативный аспект общения Информационный обмен - глобальное явление нашей жизни, выходящее за пределы простого человеческого общения. Барьеры непонимания : фонетический, семантический, стилистический, логический.
Интеракционный аспект общения Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. Психологическая совместимость - важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия. В условиях совместной деятельности разные люди ведут себя по - разному. А. Б. Добрович выделял социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на психологические характеристики общения : интроверсия - экстраверсия, мобильность - ригидность, доминантность - не доминантность.
Гносеологический аспект общения Гносеология ( греч. " познание " + " учение ") - теория познания, которая применительно к изучаемому объекту включает научную аргументацию той или иной гипотезы, содержит систему доказательств в пользу выдвигаемой гипотезы, критерии истинности выводов и наблюдений и в конечном счете позволяет обосновать предмет исследования и сформулировать проблематику научной дисциплины, которая изучает данный предмет.
Аксиологический аспект общения Ценности являются не только предметами, явлениями и их свойствами, необходимыми людям в определенном обществе, необходимыми отдельной личности. Они являются средствами удовлетворения потребностей, включают идею и побуждения, как норму и идеал.
Нормативный аспект изучения общения
Семиотический аспект изучения общения Семиотика - наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой мета науку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики ( существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся конференции и т. д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию ( в том числе при помощи естественного языка ), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства ( включая художественную литературу ), метаболизм и многое другое. Знак - материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие : - для обозначения другого предмета, свойства или отношения ; - для переработки и передачи информации. Определяющей стороной знака является его значение, которое может быть предметным, смысловым или экспрессивным. Различают языковые и неязыковые знаки. Знаковая система - совокупность условных знаков и правил их взаимосвязи.
В соответст вии с пониманием общей теории знака Ч. Пирс различает три типа знаков : 1)иконический, действие которого основано на фак тическом подобии означающего и означаемого ( рисунок чело века и сам человек ); 2) индекс, действие которого основано на ре альной смежности означающего и означаемого ( дым является индексом огня, бледность лица индексом недомогания или страха ), выражает функциональную связь между знаком и объектом ; 3) символ, действие которого основано на условной, ус тановленной « по соглашению » связи означающего и означаемого ( кивок головой, как правило, обозначает утвердительный ответ, но у болгар, наоборот, отрицательный ). Символ, скорее всего, обозначает не отдельный предмет или вещь, а род вещи.
Социологический аспект общения Общение - взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами : между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой ( группами ) и обществом Функций общения : эмоциональная, информационная. Социализирующая, связующая, самопознания ( А. В. Мудрик ); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения ( А. Б. Добрович ); сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения ( А. А. Брудный ); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния ( Л. А. Карпенко ).
3 группы функций общения 1) Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов ( когнитивная деятельность ), волевых процессов ( активность ), эмоциональных процессов ( эффективность ). 2) Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах. 3) Инструментальные функции определяют связи между человеком и миром в самом широком смысле слова ;
Спасибо за внимание !