Подготовила: Пряхова И.Г,
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена информация о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
Мужской костюм Основа мужского костюма. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.
Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги Или обертывали онучами и поверх надевали лапти.
Основной вид крестьянской обуви. Секреты плетения лаптей передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. Лапти плели из коры липы, липовые лапти. В таких лаптях ходили каждый день. А лапти из коры берёзы, берестяные, считались праздничными. Лапти можно сплести любого размера. А чтобы они не сваливались с ног, к ним приделывались завязки. Летом лапти носили на намотанную портянку, а зимой ещё и на тёплые шерстяные носки. Одно плохо- лапти быстро снашивались: летом за три дня, зимой за десять дней. Зато материал для лаптей был доступен всем. Если сходишь в лесок, то будешь в новой обуви ходить. В народном календаре есть день, когда начали плести лапти –это 22 февраля. А пока лапти плели песни, да частушки напевали. Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась обувь (сапоги, лапти и др.).
Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.
Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтан обязательно закрывал колени. Шили кафтан из различных тканей: холста, сукна, бархата.
Женский костюм Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.
Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
Понёва – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей.
Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом Кокошник старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма
Кичка старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы
Сорока старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Сороку умела шить каждая крестьянка
В вышивках наиболее часто встречаются изображения птиц, коня, дерева, женской фигуры. Птица несла человеку радость, свет, добро; конь воплощая образ небесного светила-солнца; дерево сливалась с образом Древа жизни.
Каждый элемент орнамента имеет своё значение и смысл: