Педагогическая деятельность - представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Деятельность О бщепедагогическая осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. П рофессиональная Осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях
Системообразующей характеристикой педагогической деятельности, является цель (А.Н.Леонтьев). Цель педагогической деятельности явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой потребности и стремления отдельной личности.
Основные объекты цели педагогической деятельности: воспитательная среда деятельность воспитанников воспитательный коллектив индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач: как формирование воспитательной среды организация деятельности воспитанников создание воспитательного коллектива развитие индивидуальности личности.
Цель педагогической деятельности явление динамическое. Логика их развития, отражение объективных тенденций общественного развития, приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.
Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи. Познавательная задача, будучи решенной психологически, переходит в форму практического преобразовательного акта. Из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи. Таким образом, деятельность учителя- воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней.
Воспитательная работа это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Преподавание это вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте это процесс, в котором воедино слиты "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание" (А.Дистервег).
Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.
Воспитательная работа, осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.
Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности.
Успехов в преподавательской деятельности добиваются прежде всего те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя. В связи с этим профессиональная подготовка будущих учителей имеет своей целью формирование их готовности к управлению целостным педагогическим
Нина Васильевна Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Конструктивная деятельность, распадается на: конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса) конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Александр Ильич Щербаков относит конструктивные, организаторские и исследовательские компоненты деятельности.
Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.
Позиция педагога это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию.
Лев Борисович Ительсон дал характеристику педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве: информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений. друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка. диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников. советчика, если использует осторожное уговаривание. просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким "как надо«. вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.