ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ Родиков Александр Степанович, к.п.н., доцент НГГУ, декан ФДО Сот Раб
Ключевые проблемы современной цивилизации
В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития на рубеже XXI века, стала глобализация. Её суть – в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств. Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития на рубеже XXI века, стала глобализация. Её суть – в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств. Глобализация – это постоянный процесс структурирования пространства существования и взаимодействия всех локальных сообществ, структурирования «мира-как-целого», как «глобального места взаимодействия». Она охватывает практически все сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия существования человечества. Глобализация – это постоянный процесс структурирования пространства существования и взаимодействия всех локальных сообществ, структурирования «мира-как-целого», как «глобального места взаимодействия». Она охватывает практически все сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия существования человечества. Если говорить о современной системе образования, то она связана с новыми общественными реалиями, и, в первую очередь, с глобальным рынком образовательных услуг (А. Фурсенко)
Происходит утрата привязки социальных процессов к физическому пространству и формируется «глобальный культурный поток». Это процесс, определяемый преобладанием культуры над экономикой и политикой. Происходит утрата привязки социальных процессов к физическому пространству и формируется «глобальный культурный поток». Это процесс, определяемый преобладанием культуры над экономикой и политикой. Теоретик глобализации Роланд Робертсон утверждает, что главным в процессе глобализации является превращение мира в «единое социокультурное место»,, то есть мир сжимается, становится единым, лишенным существенных барьеров и происходит экспансия «общечеловеческих ценностей».
Глобализация – это бич мировой культуры! В результате глобализации пропадают уникальные культурные традиции народов, благодаря которым эти народы могли существовать как уникальные народы, русский язык перестаёт быть русским, что осложняет коммуникации внутри нашей культуры. В результате глобализации мы все перестаём быть уникальными, от чего мир беднеет! "Российская газета" - Федеральный выпуск 4995 (171) от 11 сентября 2009 г.
Логика глобализации диктует существенное сокращение присутствия государства в сфере образования, поскольку государственное управление «оставляет мало места для гибкости, столь необходимой для эффективного обучения». Логика глобализации диктует существенное сокращение присутствия государства в сфере образования, поскольку государственное управление «оставляет мало места для гибкости, столь необходимой для эффективного обучения». В новых условиях задача государства в сфере образования состоит в гарантировании права бедных на доступ к образованию, распространении информации об образовательных возможностях, обеспечении качества образования путем внедрения образовательных стандартов и мониторинга их соблюдения. В новых условиях задача государства в сфере образования состоит в гарантировании права бедных на доступ к образованию, распространении информации об образовательных возможностях, обеспечении качества образования путем внедрения образовательных стандартов и мониторинга их соблюдения.
Сегодня во многих странах централизованный контроль государства за ОУ вменяется контролем со стороны местных органов власти и негосударственных организаций, являющихся своего рода попечительскими советами, куда наряду с представителями местного самоуправления и родителями входят представители деловых кругов. Сегодня во многих странах централизованный контроль государства за ОУ вменяется контролем со стороны местных органов власти и негосударственных организаций, являющихся своего рода попечительскими советами, куда наряду с представителями местного самоуправления и родителями входят представители деловых кругов. Сокращение финансового участия государства в развитии образования, внедрение рыночных методов управления ОУ, стимулирование конкуренции между ними ведут к коммерциализации образования. Сокращение финансового участия государства в развитии образования, внедрение рыночных методов управления ОУ, стимулирование конкуренции между ними ведут к коммерциализации образования.
Рынок (как институт) начинает определять конечные цели, задачи и организацию образования, вытесняя из этой сферы государство. Рынок (как институт) начинает определять конечные цели, задачи и организацию образования, вытесняя из этой сферы государство. Учащиеся все чаще рассматриваются не как граждане, имеющие право на образование, а как потребители образовательных услуг. Учащиеся все чаще рассматриваются не как граждане, имеющие право на образование, а как потребители образовательных услуг. Активно входят в жизнь такие понятия, как «рынок образования», «образовательные предприятия», «образовательный бизнес» и т.п. Активно входят в жизнь такие понятия, как «рынок образования», «образовательные предприятия», «образовательный бизнес» и т.п.
Усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации вынуждает деловые круги все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять системе образования свои требования. В частности, главной задачей образования, по мнению представителей деловых кругов, должно стать обеспечение непрерывной подготовки «человеческого ресурса» к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях. Усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации вынуждает деловые круги все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять системе образования свои требования. В частности, главной задачей образования, по мнению представителей деловых кругов, должно стать обеспечение непрерывной подготовки «человеческого ресурса» к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях.
Информацион ная революция Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста Определяющее влияние на систему образования, на процессы глобализации оказывает сегодня информационная революция. Определяющее влияние на систему образования, на процессы глобализации оказывает сегодня информационная революция.
Сегодня можно говорить о становлении принципиально новой среды обитания – автоматизированной инфосферы. Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания. Сегодня можно говорить о становлении принципиально новой среды обитания – автоматизированной инфосферы. Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания.
Общество знаний Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Продуктом информационной революции стало так называемое «общество знаний». Продуктом информационной революции стало так называемое «общество знаний». Современный этап развития мировой экономики определяется знаниями в форме идей и технологий. Это формирует новые образовательные парадигмы и стандарты качества. Современный этап развития мировой экономики определяется знаниями в форме идей и технологий. Это формирует новые образовательные парадигмы и стандарты качества. Темпы инноваций за последнее время ускорились, увеличились мощность и быстродействие компьютеров. Темпы инноваций за последнее время ускорились, увеличились мощность и быстродействие компьютеров. Сегодня только те, кто владеет информацией и технологиями ее использования и переработки, могут резко улучшит свои экономические показатели.
Сегодня способность общества формировать, распространять и применять знания имеет решающее значение. «Образование через всю жизнь», становится нормой жизни. Сегодня способность общества формировать, распространять и применять знания имеет решающее значение. «Образование через всю жизнь», становится нормой жизни. Обновление информации происходит столь стремительно, что некоторые зарубежные вузы вынуждены вводить «срок годности» на свои дипломы (5-7 лет).
«Неотъемлемое условие модернизации общества - освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развития культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений». Проекта «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года» от