Психофизиология Эмоций.
Вопросы: 1)Эмоции, их классификации и функции 2) структурная основа эмоций 3) Эмоции и индивидуальные различия
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний (удовлетворение. Радости, страха и т д) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций. Сопровождая практически любые проявления жизненной активности человека, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей.
Эмоции, их классификация и функции. Эмоция – это активное состояние системы специализированных структур мозга, которые побуждают организм изменить поведенческую реакцию в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями.
Отражательно оценочная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий и явлений. П.В. Симонов приводит правило возникновения эмоций в виде структурной формулы. Э = - П (ИН – ИС) (где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; ИН – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребностей; ИС – информация о существующих средствах, которыми реально обладает субъект в данный момент; ИН – ИС – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного или приобретенного опыта.)
Регулирующая функция эмоций состоит в том, чтобы побудить человека изменить свое поведение. В ходе деятельности у человека возникает разного уровня потребности. Их взаимодействия выражаются в конкуренции мотивов. Оценка мотивов через эмоциональное переживание побуждает к выбору поведения, переключению от одних действий к другим. Наиболее ярко эта функция эмоций проявляется в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба мотивов. Способность управлять своими эмоциями предстает в качестве физиологического механизма воли.
Подкрепляющая функция эмоций состоит в способности эмоции выступать в качестве безусловного подкрепления поведенческой реакции. Любой рефлекс формируется легче и быстрее, если он сопровождается эмоциональным переживанием. Интеграция мотивационного возбуждения с возбуждением от фактора, способного удовлетворить потребность. Генерирует положительную эмоцию и обеспечивает выработку условного рефлекса. Подкрепляющим фактором может выступать и эмоциональное состояние другого человека, что является биологической основой способности человека сопереживанию.
Коммуникативная функция эмоций состоит в передаче своих переживаний другим людям посредствам мимики, жестов, изменения интонаций. Мимика человеческого лица тонко отражает различные оттенки эмоционального состояния и является существенным инструментом невербального общения людей. По активности мышц улыбки можно прогнозировать появление положительных эмоций, а по активности мышц носогубного комплекса – отрицательных эмоций.
Структурная основа эмоций. Модели организаций эмоций. Дискретная модель организации эмоций исходит из позиций, которые рассматривают эмоциональную сферу человека как состоящую из определенного числа первичных, или фундаментальных эмоций. Комбинации первичных эмоций создает эмоции второго порядка. Критическим вопросом для этой модели является выделение первичных эмоций человека. Ответ на этот вопрос зависит от метода исследования. На основании изучения лицевой экспрессии разные авторы выделяют от 5 до 10 первичных эмоций. Наиболее популярна классификация К. Изарда. Он выделяет 10 первичных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс, страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.
Многомерная модель организации эмоций исходит из существования эмоционального пространства. Он рассматривает в качестве значимого для определения количества первичных эмоций вопрос о том, сколько существует базовых измерений, определяющих мерность эмоционального пространства. С помощью метода многомерного шкалирования было определено минимально доступное число шкал, на которые ориентируется человек при вынесении суждения о различии эмоций. В многомерном пространстве лицевой экспрессии каждая эмоция представлена точкой со своими координатами.
Выделяют два типа вегетативного реагирования: Реакции, которые характеризуют астенические эмоции, то есть те, которые возбуждают человека ( радость, ненависть, гнев). И аастенические, которые оказывают тормозной эффект ( тоска, стыд, разочарование, боль).
Эмоции и индивидуальные различия: Индивидуальные различия являются одним из факторов, определяющих специфику и силу эмоциональных переживаний. Наиболее тесно связаны с эмоциями тревожность, импульсивность, эмоциональность, сила – слабость нервных процессов, экстраверсия – интроверсия.
Преобладание активности любой коры и гипоталамуса определяют направленность на удовлетворение устойчивой доминирующей потребности, что характерно для холерического темперамента – сильного возбудимого типа. Интересы холерика устойчивы, он упорен в достижении цели. Функциональное преобладание системы гиппокампа и миндалины означает готовность реагировать на широкий круг объектов, включая малозначимые. Если доминирующий мотив выделить трудно, то поведение субъекта будет нерешительным, часто направленным на бесконечный анализ маловажных событий. Эти свойства характерны для слабой нервной системы холерика.
Преобладание активности системы гипоталамуса и гиппокампа создает условия для сочетания доминирующей потребности с генерализованной реакцией на сигналы маловероятных событий. Такая картина активности характерна для сильного уравновешенного подвижного типа нервной деятельности сангвиника. Доминирование системы миндалины и лобной коры определяет хорошо сбалансированные потребности без четкого выделения одной из них. Субъект игнорирует многие события и реагирует только на высокозначимые сигналы. Такое поведение характерно для сильного уравновешенного и инертного типа нервной деятельности флегматика.