Теория политики Лекция 20. Политическое развитие и модернизация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ Лекция 20. Политическое развитие и модернизация ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Институт международных.
Advertisements

Тема 18 Политическая модернизация Учебные вопросы: 1. Модернизация: сущность, история, проблемы. 2. Содержание, типология и модели политической модернизации.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 41 г. Самара Чередниченко О.В.
Тема 13. Политическая модернизация 1. Сущность и критерии политического развития. 2. Модернизация общества как процесс. Теория модернизации. 3. Политическая.
Политическая система и политический режим. Цель: Сформировать представление о том, как соотносятся между собой политическая система и политический режим.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Экономические системы Лекция 3. План лекции Понятие экономической системы и ее структура Типы экономических систем: различные критерии и классификации.
Массовая система образования строится и функционирует как институт реализации общественно-государственного заказа. Общественно-государственный заказ включает.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 6. Политический режим.
Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Политический процесс Антонина Сергеевна Матвиенко.
Политическая сфера ТренажерСовокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия социальных групп по поводу завоевания,
Тема 12 Политические отношения и политический процесс Учебные вопросы: 1. Политические отношения: сущность, содержание и типология. 2. Политический процесс:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ» Выполнила: Фатеева Е.О. Проверила : Кетова А.Ю.
Политический процесс. Цель: познакомиться с сущностью и природой политического процесса, увидеть, какие факторы оказывают воздействие на политический.
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире УРОК 2:
Политический процесс Лекция. Вопросы: 1. Понятие и типы политических процессов. 1. Понятие и типы политических процессов. 2. Основные стадии политического.
Транксрипт:

Теория политики Лекция 20. Политическое развитие и модернизация

1. Содержание и факторы политического развития 1.1. Политическое изменение и политическое развитие Политический процесс как динамическая характеристика политики существует в виде политического изменения и политического развития.

Политическое изменение Политическое изменение мы можем представить как появление новых характерных черт в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Эти перемены происходят в рамках одной и той же политической системы с одними и теми же качественными характеристиками.

Политическое развитие Политическое развитие характеризуется последовательной сменой качественных состояний как политической системы в целом, так и ее отдельных составных частей. Политическое развитие основано на качественных изменениях.

1.2. Основные подходы в исследовании политического развития Первая группа авторов исходит из того, что политическое развитие осуществляется либо однолинейно, либо в результате развития различных политических систем достигается одинаковый результат. В рамках данного направления можно выделить три основных подхода, представители которых различаются во взглядах на основные факторы и движущие силы политического развития.

1.2. Основные подходы в исследовании политического развития В рамках первого подхода в качестве основной причины политического и в целом всего общественного развития выделяют развитие экономики (У. Ростоу, С. Липсет и др.). Вместе с тем в работах некоторых из них подчеркивается значение не только уровня развития экономики, но и связанных с ним социальных факторов.

1.2. Основные подходы в исследовании политического развития Представители второго подхода в качестве основного фактора называют изменение в системе ценностей и моделях поведения (ранний Д. Аптер, К. Дойч, А. Инкельс, Р. Инглехарт и др.).

1.2. Основные подходы в исследовании политического развития Авторы, которых объединяют в рамках третьего подхода, считают основной причиной политического развития функциональную дифференциацию внутри общественной системы в целом и политической в частности (как правило, в числе этих ученых называют Т. Парсонса).

1.2. Основные подходы в исследовании политического развития Представители второй группы авторов исходят из посылки нелинейного развития с возможностью достижения разных результатов (Ф. Риггз, Г. Алмонд и Г. Пауэлл, С. Хантингтон, Л. Пай, Б. Мур и др.). Однако среди них так же нет единства в оценке политического развития.

1.2. Основные подходы в исследовании политического развития Одна группа ученых в качестве основных причин развития отмечает внутриполитические. При этом в качестве важного параметра этого процесса рассматривается взаимодействие политической системы (или ее элементов) с внешней средой и роль политических институтов в его осуществлении (Г. О'Доннел, Ф.Шмиттер, А. Пшеворский, Т. Скокпол, С.Хантингтон).

1.2. Основные подходы в исследовании политического развития Другие авторы (Г. Алмонд и Г. Пауэлл) взяли за основу идеи структурного функционализма о дифференциации и повышения адаптивности как о движущих силах и основных проявлениях общественного развития. Они считают, что возможны различные варианты перехода от одного типа политической системы к другой, возможны периоды деградации, распада политических систем, а также нелинейные варианты развития.

2. Теории политической модернизации Теория политической модернизации в политической науке начала формироваться в 5060-х гг. XX в. и прошла условно три этапа: е гг., е гг. и е гг.

2.1. Первый этап модернизации Основывался на таком методологическом допущении, как универсализм. Развитие всех стран и народностей рассматривалось как универсальное, то есть происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности.

2.1. Первый этап модернизации Политическая модернизация на первом этапе развития теории сводилась к следующему: демократизация развивающихся стран по западному образцу (образование или усиление национальных государств, создание представительных органов власти, разделения властей, введение института выборов); изменение системы ценностей (развитие индивидуальных ценностей) и способов легитимации власти (традиционные способы должны вытесняться современными).

2.2. Второй этап модернизации Основное внимание было сосредоточено на проблеме «стабильности» политического развития как предпосылки для социально- экономического прогресса. В рамках второго этапа выделилось два направления, представители которых давали разные ответы на вопрос о факторах стабильности: «консервативное» и «либеральное».

2.2. Второй этап модернизации Представители «консервативного» направления (С.Хантингтон, Дж.Нельсон, X.Линц и др.) считали, что главной проблемой модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов.

2.2. Второй этап модернизации Сторонники «либерального» направления (Р.Даль, Г.Алмонд, Л.Пай и др.) под основным содержанием модернизации понимали формирование открытой социальной и политической системы путем интенсификации социальной мобильности и интеграции населения в политическое сообщество. Главным критерием политической модернизации они считали степень вовлеченности населения в систему политического представительства.

2.3. Третий этап модернизации Характеризуется распространением идеи о несостоятельности строгого противопоставления традиции и современности. Многие авторы, не отрицая важность таких факторов, как технологический прогресс, внедрение «западных» институтов и норм, отмечают вторичность этих факторов и их зависимость от господствующих в том или ином обществе социальных отношений и социокультурных ценностей.

2.3. Третий этап модернизации Во второй половине 1980-х годов получает свое развитие концепция «модернизации в обход модернити», то есть концепция политического развития, основанного на сохранении социокультурных традиций без навязывания чуждых (западных) образцов (А.Абдель-Малек, А.Турен, С.Хантингтон, Ш.Эйзенштадт и др.).

3. Содержание политической модернизации 3.1. Определение и составляющие Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. При этом под современными политическими институтами и практиками следует понимать не слепок с политических институтов стран развитой демократии, а те политические институты и практики, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности.

3.1. Определение и составляющие Общепризнанной является позиция Г.Алмонда и Л.Пая, утверждающих, что политическое развитие опирается на процесс постоянного совершенствования функций, которые должна выполнять политическая система для обеспечения стабильности и эффективности всего социального организма. Они установили, что изменение системных качеств и функций политических институтов включает три процесса: структурную дифференциацию институтов политической системы и специализацию их функций; возрастание способности политической системы к мобилизации и выживанию; тенденцию к равноправию.

3.1. Определение и составляющие Наиболее часто используемый механизм политической модернизации заимствование (копирование, имитация) образцов. Обычно выделяют два типа имитации: имитация алгоритма, когда копируется механизм какого-либо процесса, включая его содержание или функциональную нагрузку (например, процесса взаимодействия трех ветвей власти); имитация результата или формы или «симуляция» (например, провозглашение свободных и соревновательных выборов как принцип, то есть de jure, при их несвободном и несоревновательном характере de facto или создание трех ветвей власти без фактической реализации принципа разделения властей).

3.1. Определение и составляющие Универсальные составляющие политической модернизации: создание дифференцированной политической структуры с высокой специализацией политических ролей и институтов; создание современного государства, обладающего суверенитетом; формирование правового государства; рост численности граждан, расширение включенности в политическую жизнь социальных групп и индивидов; возникновение и увеличение рациональной политической бюрократии; ослабление традиционных элит и их легитимности; усиление модернизаторских элит.

3.2. Типы политической модернизации В зависимости от используемого механизма модернизации выделяют следующие типы: «органическая» или «первичная», которая осуществляется преимущественно эволюционным путем на основе собственных культурных традиций и образцов; «неорганическая» или «вторичная», «отраженная», «модернизация вдогонку», основным фактором которой выступают социокультурные контакты «отставших» в своем развитии стран с модернизационным ядром, а основным механизмом имитационные процессы.

3.2. Типы политической модернизации Более совершенной типологией представляется выделение трех типов модернизации: - эндогенная, то есть осуществляемая на собственной основе (Европа, США и т. п.); - эндогенно-экзогенная, осуществляемая как на собственной основе, так и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т. д.); - экзогенная модернизация (имитационные, имитационно- симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных оснований.

3.3. Стадии политической модернизации Под Ранним Модерном понимается фаза политического развития, включающая в себя становление суверенного национального государства, а также выделение и развитие гражданского общества как зоны, свободной от принуждающего насилия государственной власти. Итогом этой фазы является закрепление позиций государства и гражданского общества в так называемых «конституциях первого порядка»

3.3. Стадии политической модернизации В период Среднего Модерна происходит дифференциация внутри гражданского общества и государства, что выражается в появлении групп интересов, протопартий, а также разделение властей. В результате создается система политического представительства в целях реализации принципа народного суверенитета, выборного и ответственного правления. Для этой фазы политического развития характерно появление конституций «второго порядка», закрепляющих принципы республиканского устройства.

3.3. Стадии политической модернизации Зрелый Модерн характеризуется решением задач, связанных с созданием механизма чередования, сменяемости, легитимации и делегитимации власти. Эти задачи решаются с помощью дальнейшей демократизации или процесса консолидации демократии, в ходе которого закрепляются институты и механизмы такой соревновательности (например, институт выборов).

3.4. Этапы преобразований в эволюции переходных обществ Наиболее развернутую этапизацию переходных преобразований дали Г.О'Доннел, Ф.Шмиттер, А.Пшеворский и некоторые другие ученые, обосновавшие наличие следующих трех этапов: этап либерализации; этап демократизации; этап консолидация демократии.

3.4. Этапы преобразований в эволюции переходных обществ Этап либерализации характеризуется обострением противоречий в авторитарных и тоталитарных режимах и началом размывания их политических основ, что способствует разложению правящего режима. Разногласия между сторонниками демократии и правящими кругами провоцируют идейную и политическую борьбу в обществе, нарастание активности общественных движений и усиление оппозиции. В результате начальной стадии борьбы устанавливается «дозированная демократия», легализующая сторонников преобразований в политическом пространстве. В обществе начинается широкая дискуссия по вопросам демократизации, формируются новые правила «политической игры».

3.4. Этапы преобразований в эволюции переходных обществ Этап демократизации отличается институциональными изменениями в сфере власти. Демократические институты и соответствующие ценности становятся характерными для новой политической системы. Формируются основы гражданского общества. Традиционные институты власти сочетают свои действия с универсальными приемами и методами государственного управления. Кардинальное значение на этом этапе имеет вопрос о достижении согласия между правящими кругами и демократической контрэлитой. Наиболее распространенной формой согласия между элитарными кругами является пакт. Итоговым документом, ставящим черту под этим соглашением, является демократическая конституция.

3.4. Этапы преобразований в эволюции переходных обществ Этап консолидации демократии включает мероприятия, обеспечивающие необратимость демократических преобразований в стране. Это выражается в обеспечении лояльности основных акторов (оппозиции, армии, предпринимателей, широких слоев населения) по отношению к демократическим целям и ценностям, в процессе децентрализации власти, осуществлении муниципальной реформы. Критерии необратимости демократии: превращение государства в гаранта демократического обновления и его демилитаризация; автономность общественных движений и трансформация партийной системы; быстрый экономический рост, повышение уровня жизни населения; рост политической активности граждан, приверженных целям демократии.