ПРАГМАТИКА ПРАГМАТИКА лингвистическая дисциплина, изучающая способность носителей языка выражать с помощью отдельных слов или синтаксических конструкций.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВЫ ПРАГМАЛИНГВИСТИКИ. Используя язык, человек влияет на мир в целом, меняет социальную действительность: выносит кому-то приговор, ведет переговоры,
Advertisements

ПРАГМАТИКА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. Прагматика означает «слово», «действие Ч. Моррисом По теории Ч. Морриса в семиотике различаются три аспекта: синтактика,
ОБЩЕНИЕ ОБЩЕНИЕ СЛОЖНЫЙ МНОГОПЛАНОВЫЙ ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ( МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ) И ГРУППАМИ ( МЕЖГРУППОВОЕ ОБЩЕНИЕ.
Компетентный человек – «знающий, осведомленный…». Компетентность предполагает умения: искать - опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать.
С.А. Строкова, к.п.н., доцент НОВОЕ ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы Автор: Вахрушева С.А., учитель русского языка и литературы.
Особенности оценивания результатов учебной деятельности учащихся по иностранному языку на различных ступенях общего среднего образования ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Неопозитивизм и проблема моделей Нуриева А.У.. Неопозитивизм Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм начинается с 20-х годов XX в. и продолжается.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
НОУ ВПО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Общение Как люди общаются? Собеседники, партнёры, коммуниканты… Речевая (коммуникативная) задача, цель, намерение.
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) © ГОУ ЯО ИРО © Коточигова Е.В.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
1. Смена основных подходов к обучению ИЯ в истории методической науки. 2. Идеи интегрирования культуры в теорию и практику преподавания предмета ИЯ с.
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Кадыровой К. 3 к АО ( л ). Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная.
Транксрипт:

ПРАГМАТИКА ПРАГМАТИКА лингвистическая дисциплина, изучающая способность носителей языка выражать с помощью отдельных слов или синтаксических конструкций свои намерения и понимать намерения собеседника

Впервые о прагматике писал Ч. Пирс, а ее основные параметры сформулировал Ч.М моррис

Лингвопрагматика устанавливает отношение между языковыми единицами и реальными условиями их употребления в коммуникативном пространстве, в котором взаимодействует говорящий и слушающий

Например: «Я сдал экзамен!»

ТЕЧЕНИЯ В ЛИНГВОПРАГМАТИКЕ ТЕЧЕНИЯ В ЛИНГВОПРАГМАТИКЕ а) ориентированное на систематическое исследование прагматического потенциала языковых единиц; б) направленное на изучение взаимодействия коммуникантов в процессе языкового общения.

подходы - Каузальный подход присущ системно-структурному языкознанию; - Телеологический подход предполагает интегративную стратегию, опирающуюся на критерий совместности, что соответствует динамической лингвистике.

В речи выражается целостное интенциональное состояние говорящего. При этом проявляющиеся интенции скоординированы между собой и иерархичны.

Например: Ребенок уснул и мать хочет, чтобы гости говорили тише. Она может выразить свое желание: 1) Прямо: а) в вежливой форме: «Говорите, пожалуйста, тише». б) Менее вежливым призывом: «Тсссс!» 2) Косвенно: «Ребенок спит».

Отличия прагматики от семантики: 1) Семантика подчиняется правилам, прагматика следует некоторым принципам; 2) Правила грамматики конвенциональны; принципы прагматики неконвенциональны; 3) Грамматические объяснения формальны; прагматические – функциональны; 4) Грамматика имеет дело с понятиями; прагматика – с межличностными отношениями и текстом.

Важным компонентом речевого общения является иллокутивный потенциал – классы речевых действий. К основным классам можно отнести: вокативы, структивы, эротативы, регулятивы, экспрессивы, констативы.

Вокативы: действия – обращения; Структивы: ритуализированные речевые действия; Эротивы: действия вопросов; Регулятивы: действия, регулирующие активность говорящего и слушающего; Экспрессивы: говорящий объективирует или сигнализирует эмоциональное состояние; Констативы: направлены на утверждение в высказывании факта в реальном или возможном мирах.

Например: Ирония в контексте «идет дождь» - «сегодня у нас прекрасная погода»; Непрямая просьба: «Не могли бы Вы передать соль?»

Основные единицы лингвопрагматики Коммуникативный ход Обмен Речевой акт Трансакция

Пресуппозиция (от лат. рrae – впереди, перед; suppositio – подкладывание, заклад) – это необходимый семантико- прагматический компонент, обеспечивающий наличие смысла в утверждении.

Например: Мальчик закончил обедать за час до начала трансляции матча. 15:45 16:00 17:00 мальчик закончил обедать начался матч обедает Данное предложение имеет условие: мальчик пообедал до того времени. Это условие должно быть истинным, чтобы предложение было либо истинным, либо ложным.