1 Личность: структура, этапы и условия формирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Раннее младенч ество (до 1 года) Доверие к людям. Взаимная.
Advertisements

Ташкентский государственный институт физической культуры Выполнила студентка II курса гр Шарипова Юлия.
Темперамент и характер.. Ключевые вопросы: Понятие о темпераменте и его типах Понятие о темпераменте и его типах Характер, его природа и структура. Характер,
Определения личности: Личность – динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют единственные способы приспособляемости.
Психология личности План 1. Понятие о личности и психологии. 2. Современные теории личности. 3. Формирование и развитие личности. 4. Темперамент - биологический.
МЕЖДУНАРОДНАЯ СХЕМА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ Развитие Продолжительность Новорожденные ……………………….1-10 дней Грудной ребенок……………………..10 дней-1 года Раннее.
Темперамент Понятие темперамента в общей психологии.
Таблица развития ребенка ЭпохаВозраст Вид деятель ности Потребн ости Достижен ия Кризис ы Воспита ние Социальная активность ранее детство до 1 г. Приспособлен.
«Формирование личности». «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что.
ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ДРУГИХ - НОРМАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА: увидеть и помочь Индивидуальный подход в воспитании, развитии и обучении ребенка должен.
Кафедра безопасности жизнедеятельности филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
«Счастлив тот, кто утром с радостью идет на работу…» Автор: Рязанова Т.А. педагог-психолог МОУ сош 11 г. Сатка.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, себе и выполняемой работе. Характер.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Готовность старшеклассников к личностному самоопределению.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА. Крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены. При этом обнаруживается избирательная уязвимость.
Роль темперамента и характера в общении. Роль способностей в жизни человека. Выполнила студентка второго курса БТ Р Умбетова Линара.
Подготовила Олинкевич Карина Группа Пб-21-о. Развитие отдельных черт характера неравномерно: одни более выражены у конкретного индивиды, другие - менее.
Транксрипт:

1 Личность: структура, этапы и условия формирования

2 План: 1. Личность, индивид, индивидуальность: определение понятий 2. Психическая индивидуальность: темперамент, характер, личность 3. Учение о высшей нервной деятельности 4. Личность: структура, факторы и этапы формирования

3 Определения личности: Личность – динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют единственные способы приспособляемости к внешней среде и характерные способы поведения. (Г.В. Олпорт). Личность – более или менее стабильная, прочная организация характера, темперамента, интеллекта и тела, которая определяет ее единственную индивидуальную адаптацию к среде. (Г.Ю. Айзенк). Под личностью мы понимаем человека как носителя сознания. (К.К.Платонов).

4 Современное определение личности: Личностью является тот высший уровень индивидуальности, который отличается неповторимым типом взаимоотношений с социальной действительностью и высокой степенью самосознания

5 Индивидуальность – неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека. Индивид – это человек, как представитель вида Homo sapiens с присущими ему биологическими физиологическими и физическими свойствами.

6 1. Индивидуальные свойства организма (соматотип) 3. Индивидуальные психические свойства (особенности протекания познавательных процессов) 4. Индивидуальные социально-психологические свойства (черты характера и личностные особенности) 2. Индивидуальные психофизиологические особенности (свойства темперамента) Уровни индивидуальности Морфофенотип Психическая индивидуальность

7 Типы соматической конституции атлетический астенический пикнический мезоморфный эктоморфный эндоморфный Кречмер Шелдон эпилептоидный темперамент шизотимический темперамент циклотимический темперамент диспластический психопатические свойства

8 Типы телосложений (по У.Шелдону) Мезоморфный Эндоморфный Эктоморфный (нормостеник) (гиперстеник) (астеник)

9 Соматоконституциональные портреты Ломбразо (на основании типологии Кречмера) директор естествоиспытатель юрист, врач, редактор

10 Соматоконституциональные портреты Ломбразо (на основании типологии Кречмера) преступник торговец учитель

11 Соматоконституциональные портреты Ломбразо (на основании типологии Кречмера) хорошая домохозяйка легкосдающийсясплетница

12 1. Индивидуальные свойства организма (мофофенотип, соматотип) 3. Индивидуальные психические свойства (особенности протекания познавательных процессов) 4. Индивидуальные социально-психологические свойства (черты характера и личностные особенности) 2. Индивидуальные психофизиологические особенности (свойства темперамента) Уровни индивидуальности Морфофенотип Психическая индивидуальность

13 темперамент характер личность Психическая индивидуальность

14 Темперамент - совокупность динамических особенностей психической деятельности Темперамент - это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний

15 Миниатюра Бидструпа «Шляпа»

16 Миниатюра Бидструпа «Читатели одной книги»

17 Согласно учению И.П. Павлова основой индивидуальных различий в нервной деятельности является соотношение свойств двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения Свойства процессов возбуждения и торможения: Сила Подвижность Уравновешенность

18 Темпера- мент Характеристика нервных процессов сила уравновешенность подвижность сангвиник сильный уравновешенный подвижный флегматик сильный уравновешенный инертный холерик сильный неуравновешенный меланхолик слабый Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом

19 Параметры диагностики темперамента: Сензитивность Реактивность Активность Темп реакций Пластичность – ригидность Экстраверсия – интроверсия Эмоциональная возбудимость

20 Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности (эмоциональных, волевых и нравственных), обуславливающих типичные для личности способы поведения

21 Френологические карты Галля

22 Характер человека проявляется в системе отношений: В отношении к другим людям: общительность-замкнутость, правдивость-лживость, тактичность- грубость В отношении к делу: ответственность-недобросовестность, трудолюбие-леность В отношении к себе: скромность-самовлюбленность, самокритичность-самоуверенность В отношении к собственности: щедрость-жадность, бережливость- расточительность, аккуратность- неряшливость

23 Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий

24 Степени акцентуации: Скрытая Явная

25 Мнемотехнический прием для запоминания типов акцентуации характера Шипаци не Диас, се Эпов ис кола гипс Ши – шизоидный Эп – эпилептоидный Па – паранойяльный Ов – возбудимый Ци – циклоидный Ис – истероидный Не – неустойчивый Ко – конформный Ди – дистимный Ла – лабильный Ас – астенический Ги – гипертимный Се – сенситивный Пс - психастенический

26 Современное определение личности: Личностью является тот высший уровень индивидуальности, который отличается неповторимым типом взаимоотношений с социальной действительностью и высокой степенью самосознания

27 Структура личности Биологические предпосылки стиль возможности направленность Социальные факторы

28 устранившийся («безнадзорность») Свобода (предоставление самостоятельности) Враждебность Контроль Любовь безразличный («гипоопека») либеральный помогающий требовательный, нетерпимый («золушка») властный, суровый («авторитарное восп-е») покровительствующий чрезмерно оберегающий («кумир семьи»)

29 Тип воспитания Тип характера ИШЭ-ВПсА «Кумир семьи»+ Гиперопека+++ + Гипоопека++ + Безнадзорность ++ «Золушка» + «Ежовые рукавицы» Соотношение типов характера и типов воспитания (по В.Д. Менделевичу, 1999)

30

31 Общие свойства граней:: Единство свойств Стабильность Адаптационная активность

32 Н Х Т С З З – задатки С – способности Т – темперамент Х – характер Н - направленность Структура личности

33 Скрытая акцентуация Явная акцентуация Полная дисгармония личности (психопатия или патохарактерологическое развитие)

34 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Раннее младенчество (до 1 года) Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция

35 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях. Испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных и речевых навыков.

36 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Раннее детство (около 3- 5 лет) Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения

37 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Среднее детство (от 5 до 11 лет) Трудолюбие. Выражен- ное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Чувство собственной неполноценности. Слаборазви- тые трудовые навыки. Избега- ние сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. «Затишье перед бурей половой зрелости»

38 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Подрост ковый возраст и юность (от 11 до 20 лет) Жизненное самоопределение. Развитие планов на будущее. Самоопре- деление. Активный по- иск себя и экспериментирование в разных ро- лях. Становление миро- воззрения. Путаница ролей. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми. По- теря трудовой активности. Сме- шение форм полоролевого по- ведения, ролей в лидировании. Путаница и моральных и мировоззренческих установках

39 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) Близость к людям Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей, любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью Изоляция от людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения. Не признание изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.

40 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Средняя взрослость (от до 60 лет) Творчество. Продуктив-ная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полно-ценная и разнообразная жизнь. Удовлетворен-ность семейными отно-шениями и чувство гор-дости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе

41 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Поздняя взрослость (свыше 60 лет) Полнота жизни. Посто- янные раздумья о прош- лом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение пол- ноты и полезности про- житой жизни. Способ- ность примириться с неизбежным. Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени остается слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмыс- ленности своего существо- вания, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить oт нее больше, чем было получено.