Тема : Эпикуреизм Выполнили: Султанбекова Б.К Радецкая Н.Н 2038 г. Проверил: кандидат философских наук Темиргалиев К.А Караганда 2019 Карагандинский медицинский университет Кафедра Истории Казахстана и социально-политических дисциплин
Содержание Общие сведения об эпикуреизме Биография философа Эпикура Три части философии Эпикура Роль богов и душа в эпикуреизме Сенсуализм эпикурейской философии. Благоразумие и безмятежность Проблема удовольствий в эпикуреизме
Биография философа Эпикура Родился Эпикур в промежутке между гг. до н. э., был уроженцем Самоса. Его отец Неокл родился в Афинах и работал школьным учителем. Интерес к философии пробудился у Эпикура еще в подростковом возрасте. 18-летним юношей он прибыл в Афины. Какое-то время жил в Малой Азии, г. Колофоне, вместе с отцом, когда после кончины А. Македонского регент Македонии Пердикка изгнал с Самоса всех афинян. Там у Эпикура появились ученики, а в 32 года он уже был основателем собственной философской школы. Изначально местом ее расположения был о. Лесбос, Митилены; позднее философ и ученики обосновались у пролива Дарданеллы в Лампсаке. В 306 г. до н. э. школа переехала в Афины, где Эпикур прожил до конца своих дней. Для размещения школы Эпикур купил сад, поэтому за последователями его учения закрепилось название «философы Сада». Эта школа являла собой основного оппонента стоицизма и в эпоху эллинизма стала одной из наиболее влиятельных. Умер Эпикур в 271 или 270 г. до н. э., по сообщению Диогена Лаэрского, из-за камней в почке.
Общие сведения Эпикуреизм – направление в философии, учение, созданное Эпикуром (340-е 270-е гг. до н. э.), цель которого путём размышлений найти какие-либо способы приспособления к окружающей действительности и, с помощью этих способов, дать людям лишенную страданий, счастливую жизнь. Для эпикуреизма характерны атомистическая картина мира, отрицание телеологии (учение о целесообразности бытия), провиденциализма (историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека) и бессмертия души.
Три части философии Эпикура Эпикуреизм делится на 3 части: этика, которая учит как достичь счастья, физика, дающая представление о природном мире, освобождает от страха перед ним и служит основанием для этики, каноника, учение о критериях истины и правилах ее познания, без которых невозможна разумная жизнь и разумная деятельность, каноника - своего рода теория познания и методология науки. У Эпикура познание возможно на базе ощущений. С точки зрения современной науки, теория познания Эпикура была очень прогрессивной. Впрочем, она создавалась на основе уже существовавших теорий. Она гласит, что с поверхности всех материальных предметов исходят истечения особо тонких частиц, которые, проникая в органы чувств, производят ощущения (Атомизм Демокрита). Из множества сходных повторяющихся впечатлений в душе формируются общие представления или предвосхищения, позволяющие человеку узнавать предметы и обозначать их словами. Ощущения и предвосхищения обладают несомненной очевидностью и являются критериями истинности знания.
Роль богов и душа в философии Эпикура Согласно Эпикуру, Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Вселенная содержит в себе тела, движущиеся в пространстве, или пустоте. Существование пустоты между телами следует из того, что иначе не было бы возможно движение. Таким образом, человек не должен страшиться богов, поскольку они, вопреки мнениям толпы, не оказывают никакого влияния ни на мир, ни на людей. Боги – бессмертные, блаженные существа, которым не свойственны ни гнев, ни благоволение к людям. Не следует бояться и смерти, поскольку душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело. «Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» (К Менекею 125). Освобождение души от гнетущих ее страхов открывает путь к блаженной жизни.
Сенсуализм эпикурейской философии. Философия эпикурейцев сенсуалистична это означает, что чувственное восприятие они полагают основанием истины. Эпикур различает три критерия истинности: 1. Чувственное восприятие. 2. Претерпевание. 3. Общие понятия.
Первый критерий чувственное восприятие : согласно Эпикуру, чувственное восприятие возникает в результате потока тонких образов, или эйдолонов (eidolon), состоящих из мельчайших атомов, исходящих от тел. На основании чувственного восприятия у нас формируются представления, которые подтверждают или не подтверждают воспринятое как то, что относится к реальной вещи. Второй критерий истинности претерпевание, связанное с событиями, происходящими в нашей душе, создает эмоциональный посыл, который определяет практические действия человека Третий критерий истинности общие понятия. Согласно Эпикуру, в результате опыта чувственного восприятия, возникающего при повторяющемся воздействии внешних образов на органы чувств, а также нашей способности запоминать это воздействие, у нас возникают общие понятия. Эти общие понятия служат некоторым универсальным критерием, с которым сравнивается то, что воспринято чувственно; на основании такого сравнения выносится суждение о воспринятом.
Благоразумие и безмятежность В философии Эпикура большое место занимают понятия благоразумия и безмятежности (атараксии). Благоразумие выступает в его философии как основание, при опоре на которое человек получал правильные знания о мире и полностью реализовывал свою свободу. Эпикур рассматривает благоразумие как особое качество, формирующееся у человека в процессе воспитания и освоения философских знаний. Сама философия для Эпикура имеет ценность лишь в той мере, в какой отвечает потребности формирования у человека благоразумия. Оно избавляет человека от безграничных вздорных страстей и страха, что является непременным и первым условием обретения способности счастливо мыслить и избегать несчастья. Безмятежность или атараксия рассматривается эпикуреистами как состояние, являющееся условием достижения и сохранения счастья. Следует заметить, что понимание атараксии как особого состояния разумного существа, по-видимому, является результатом восприятия Эпикуром идей восточных мудрецов. Оценка безмятежности как идеала человеческого существования была широко распространена в условиях общественной нестабильности. Для Эпикура атараксия скорее состояние сосредоточенности в процессе познания, помогающее достичь истинного знания, благодаря отрешению от восприятия побочных эффектов и следованию важнейшим принципам достижения истинного знания.
Проблема удовольствий в эпикуреизме Взгляд на удовольствие в философии Эпикура можно отождествлять с гедонизмом – учением, которое гласит, что удовольствие – высшая ценность жизни, к которой нужно стремиться всегда. Эпикур понимал удовольствие как рубеж, за которым начинаются страдания. Умеренность во всем, в том числе и в удовольствиях, рассматривается мыслителем как самостоятельное и значительное благо. По мнению философа, тот, кто привык к умеренности, не будет страдать, когда многого нет и приходится довольствоваться малым. Эпикур отнес к числу важнейших условий счастливой жизни прежде всего такие, казалось бы, элементарные, но чрезвычайно важные для поддержания жизни потребности, как потребности в пище и тепле. По его мнению, удовлетворение этих потребностей порождает самые приятные удовольствия.
Эпикуреизм как философская школа в дальнейшем прошёл через века, частично видоизменился, был популярен в разных государствах, в том числе стал известен и в России. Зародившись ещё во времена античности, он всё ещё во многом актуален даже в современном мире, что доказывает прогрессивность этой школы и продуманность концепций внутри неё. Вывод