МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ» «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ» Выполнила: аспирант Плясунова Е.О. Одесса-2018
«Ты можешь считать себя профессионалом, когда дело свое ты делаешь блестяще, получая удовольствие и не испытывая никакого напряжения. А если испытываешь, значит, еще учишься» Михаил Литвак
Педагогическое общение направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирования на этой основе творческих умений.
Стиль педагогического общения есть компонент стиля педагогической деятельности, включающего, помимо этого, еще стиль управления, стиль саморегуляции и когнитивный стиль педагога.
Индивидуальный стиль педагогического общения – это сложная многоуровневая система разных элементов коммуникативной деятельности, направленной на достижение определённого результата.
Три основных направления в формирование индивидуального стиля педагогического общения : 1) Изменение всей системы общения, его функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих коммуникативных навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства. 2) Изменение личности субъекта: внешний облик (моторика, речь, эмоциональность и т. д.); формирование элементов профессионального сознания (профессиональное внимание, перцепция, память, мышление, эмоционально-волевая сфера), рассматривается как становление профессионального мировоззрения. 1) Изменение всей системы общения, его функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих коммуникативных навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства. 2) Изменение личности субъекта: внешний облик (моторика, речь, эмоциональность и т. д.); формирование элементов профессионального сознания (профессиональное внимание, перцепция, память, мышление, эмоционально-волевая сфера), рассматривается как становление профессионального мировоззрения.
Три основных направления в формирование индивидуального стиля педагогического общения : 3) Изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к другому субъекту: в эмоциональной сфере в интересе к другому субъекту; в практической сфере в осознании своих реальных возможностей влияния на объект. Результат: установка субъекта воздействовать на другой субъект заменяется на потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры. 3) Изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к другому субъекту: в эмоциональной сфере в интересе к другому субъекту; в практической сфере в осознании своих реальных возможностей влияния на объект. Результат: установка субъекта воздействовать на другой субъект заменяется на потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры.
Уровни индивидуального стиля педагогического общения по А. Г. Исмагиловой Первый уровень: цели педагогического общения (дидактические, воспитательные, организационные); Второй уровень: действия, с помощью которых реализуются цели (стимулирующие, организующие, контролирующие, оценивающие, корригирующие); Третий уровень: операции, посредством которых осуществляются действия (прямые и косвенные).
Классификация типов индивидуального стиля общения педагогического общения А.А.Коротаев и Т.С.Тамбовцева "мягкий" (осуществляется на эмоционально-личностном уровне общения); "жёсткий" (осуществляется на деловом уровне); "гибкий" (осуществляется на том и на другом уровне).
Индивидуальные стили педагогической деятельности А.К. Марковой А.Я. Никоновой Эмоционально-импровизационный Эмоционально-методический Рассуждающе-импровизационный Рассуждающе-методический стиль Эмоционально-импровизационный Эмоционально-методический Рассуждающе-импровизационный Рассуждающе-методический стиль
Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога Достоинства : Высокий уровень знаний Артистизм Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом Лекции отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов Недостатки : Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала Недостаточный контроль за знаниями учащихся Несколько завышена Ваша самооценка Зависимость поведения от ситуации во время преподавания Достоинства : Высокий уровень знаний Артистизм Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом Лекции отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов Недостатки : Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала Недостаточный контроль за знаниями учащихся Несколько завышена Ваша самооценка Зависимость поведения от ситуации во время преподавания
Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога Результат : У учащихся стойкий интерес к предмету Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями. Рекомендации : Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью Систематически осуществлять контроль знаний Результат : У учащихся стойкий интерес к предмету Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями. Рекомендации : Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью Систематически осуществлять контроль знаний
Эмоционально-методический стиль деятельности педагога Достоинства : Высокий уровень знаний Высокая методичность Умение активизировать учащихся Умение использовать различные методы, формы и средства обучения Недостатки : Ваше настроение зависит от ситуации на лекции, от подготовленности отдельных учащихся на лекции, и их дисциплина Достоинства : Высокий уровень знаний Высокая методичность Умение активизировать учащихся Умение использовать различные методы, формы и средства обучения Недостатки : Ваше настроение зависит от ситуации на лекции, от подготовленности отдельных учащихся на лекции, и их дисциплина
Эмоционально-методический стиль деятельности педагога Результат : Прочные знания сочетаются с высокой активностью и сформированными навыками учения Рекомендации : Набраться терпения и если необходимо несколько раз объяснить материал, который учащимся не понят, варьируя при этом приёмы объяснения Результат : Прочные знания сочетаются с высокой активностью и сформированными навыками учения Рекомендации : Набраться терпения и если необходимо несколько раз объяснить материал, который учащимся не понят, варьируя при этом приёмы объяснения
Рассуждающе –импровизационный стиль деятельности педагога Достоинства: Высокий уровень знаний Высокая методическая культура Требовательность к себе и учащимся Внимательное отношение к уровню знаний учащихся Объективная самооценка, сдержанность Недостатки: Недостаточное варьирование форм и методов обучения Недостаточно высокий темп лекции Много времени тратиться на опрос Достоинства: Высокий уровень знаний Высокая методическая культура Требовательность к себе и учащимся Внимательное отношение к уровню знаний учащихся Объективная самооценка, сдержанность Недостатки: Недостаточное варьирование форм и методов обучения Недостаточно высокий темп лекции Много времени тратиться на опрос
Рассуждающе –импровизационный стиль деятельности педагога Результат: У учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения Рекомендации: Разнообразить методы и формы обучения Увеличит темп лекции Результат: У учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения Рекомендации: Разнообразить методы и формы обучения Увеличит темп лекции
Рассуждающее - методический стиль деятельности педагога Достоинства: Высокая методическая культура Внимательное отношение к уровню знаний всех учащихся Недостатки: Неумение постоянно поддерживать интерес учащихся к своему предмету Предпочтение репродуктивной деятельности учащихся Однообразие методов и форм обучения Достоинства: Высокая методическая культура Внимательное отношение к уровню знаний всех учащихся Недостатки: Неумение постоянно поддерживать интерес учащихся к своему предмету Предпочтение репродуктивной деятельности учащихся Однообразие методов и форм обучения
Рассуждающее - методический стиль деятельности педагога Результат: Сформированные навыки учения и прочные знания учащихся сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету Рекомендации: Активнее использовать приём поощрения учащихся за удачный ответ и поиск решений Помнить о том, что от эмоционального состояния Ваших студентов зависит и результативность Вашей системы Результат: Сформированные навыки учения и прочные знания учащихся сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету Рекомендации: Активнее использовать приём поощрения учащихся за удачный ответ и поиск решений Помнить о том, что от эмоционального состояния Ваших студентов зависит и результативность Вашей системы
Результаты опроса
Индивидуальный стиль педагогического общения это поведенческий компонент установки на обучаемого, находящий своё непосредственное выражение в конкретных ситуациях общения и взаимодействия преподавателя со студентом. В современных условиях обучения оптимальным можно считать демократический стиль общения преподавателя со студентами. Вывод: