КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ Урок по рассказу Ивана Шмелева МБУ лицей 37 г.Тольятти Учитель Жарская Е.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И. С. Шмелёв "Как я стал писателем"
Advertisements

гг.. познакомиться с биографией И.С. Шмелева; Вызвать интерес к творческой работе; развить навыки анализа текста.
Федичкина Ю.С., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ им. С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Урок литературы в 8 классе.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Овладение приемами работы с художественным текстом Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Задания 1 группе: 1) Вспомните прочитанные рассказы, посмотрите в содержание сборника рассказов Чехова, что вы можете сказать о заглавиях? Какие они? 2)
Цель : познакомить с рассказом А. П. Чехова Толстый и тонкий ; научить работать с текстом художественного произведения.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик…» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Подготовила: Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ.
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
«Говорящие» фамилии в рассказах А.П. Чехова как средство художественной выразительности. Чеховская средняя школа.
Определите тему рассказа (О чём?) Круглова И. А. В.И.Петров «Тройка» Тема безрадостного детства В.Е. Маковский «Свидание»
Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева « Бежин луг »
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Транксрипт:

КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ Урок по рассказу Ивана Шмелева МБУ лицей 37 г.Тольятти Учитель Жарская Е.А.

Рассмотрите И.С. Шмелева Какие детали во внешности писателя привлекают ваше внимание? Какими чертами характера мог обладать человек с подобными чертами лица?

Писатель и время Скажите, а важно ли знать, в какое историческое время происходит становление личности писателя? Почему?

Цель урока определите цель урока, используя следующие опорные слова: проследить, какое… оказало… эпоха на… и… писателя.

Составление ОТ Что бы вы хотели узнать о биографии и творчестве И.С. Шмелева? Хочу знать… Узнал(а)…

Узнай и запиши кратко 1. Какие исторические события происходили в России, когда родился и творил писатель? 2. Какое влияние оказала семья на воспитание мальчика? 3. Какое образование получил? 4. Чем закончился первый печатный опыт? 5. Какова тематика произведений Шмелева?

Вывод Какое влияние оказала историческая эпоха на формирование личности писателя? Время накладывает отпечаток на судьбу человека, формирует его взгляды, убеждения; могут звучать темы в творчестве писателя.

Прочитайте начало рассказа Какова его роль? (Первая фраза сразу отвечает на вопрос заглавия, весь остальной рассказ раскрывает эту фразу. Лаконичное начало быстро вводит читателя в творческую лабораторию писателя.)

Работа с текстом - Какую роль в судьбе писателя сыграли детские впечатления? (Еще в детстве писатель обладал живым воображением, фантазировал, одушевлял окружающие предметы.) - О каком произведении напоминают описания вещей: «живые доски», «живая метла», «живая половая щетка»? (Рассказ М.А. Осоргина «Пенсне», где также широко применяется прием олицетворения.)

Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии? (Серьезно никто не относился, пытались найти недостатки.). Какие способы создания образа литературного героя вы знаете? (Социальный статус, портретная, речевая характеристики, жизненные принципы, поступки героя и его отношение к другим персонажам, отношения к герою других персонажей.).

Подумай и дай ответ В рассказе изображены преподаватели гимназии – инспектор Баталин и словесник Цветаев. Какую роль они сыграли в судьбе мальчика?

Работа по группам 1-2 группы – образ Баталина, 3-4 – словесник Цветаев. Каким образом и с помощью каких средств художественной выразительности создается образ Баталина, Цветаева?

Образ Баталина 1. Социальный статус Инспектор 2. Портретная характеристика Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой, тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Прием иронии и сатиры. 3. Речевая характеристика Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! Ужасным, свистящим голосом, начал пилить со свистом.

Образ Цветаева 1. Социальный статус Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – отчеству: «Федор Владимирович». 2. Портретная характеристика Эпитеты, сравнения: «незабвенный, посмеивающийся чуть глазом». 3. Речевая характеристика Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал

Сделайте вывод Какой прием использует Шмелев, создавая образы Баталина и Цветаева? (Противопоставление.) С какой целью автор это делает? (Баталин – это педагог, которого близко нельзя допускать к детям; Цветаев – учитель, который сыграл в судьбе Шмелева важную роль.)

Самостоятельная работа Как проявляется в рассказе характер самого автора? (В мыслях и действиях, он наделен фантазией, увлечен литературой, это благодарный человек учебник стр. 138 зачитать цитату)

Подведём итоги Какая тема урока? Чему учились? На каких предметах вы можете пользоваться полученными знаниями?

Рефлексия Если вы считаете, что работу выполнили хорошо, качественно, то покажите вот так если так себе, то

Спасибо за работу