С ОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Подготовила воспитатель старшей группы 8 МБДОУ «Детский сад 295» г Перми Петрова Елена Анатольевна
Ф ОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ЕСТЬ ПРОЦЕСС, СВЯЗАННЫЙ С ОТРАБОТКОЙ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ, РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ, ФОРМ СПЕЦИАЛЬНО УСВОЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЙ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ : умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации. Диалоговые, коммуникативные навыки: Социальные навыки: - вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы) - невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса). - вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы) - невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем; Получать необходимую информацию в общении; Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; Вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; Отстаивать свое мнение; Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.); Уважительно относиться к окружающим людям; Принимать и оказывать помощь; Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем; Получать необходимую информацию в общении; Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; Вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; Отстаивать свое мнение; Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.); Уважительно относиться к окружающим людям; Принимать и оказывать помощь; Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. С ОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРАЗУМЕВАЕТ РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ :
В группе созданы условия, необходимые для социально-коммуникативного развития: Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) разнообразна по своему содержанию. Содержание РППС учитывает индивидуальные особенности и интересы детей. В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми: не «над», а «вместе». Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д. В группе созданы условия, необходимые для социально-коммуникативного развития: Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) разнообразна по своему содержанию. Содержание РППС учитывает индивидуальные особенности и интересы детей. В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми: не «над», а «вместе». Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.
В процессе непосредственно- образовательной деятельности стараемся включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.
Для налаживания диалогического общения используем настольно- печатные (например: «Мой город», «Собери урожай» и т. д.); дидактические игры (например: «Мы построим тёплый дом», «Разноцветный сундучок», «Собери флаг РФ», «Наш город», «Чья одежда» и т.д.); такие как лото, домино, игры – ситуации (например: «Пирамида добра», «Если бы я был волшебником», «Как можно узнать настроение другого человека?»; игры нового поколения «Большие гонки», «Маленькая хозяюшка» и др.
Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время. Например игры: «Мы весёлые ребята», «Снежная карусель» и мн. др.. Народные игры: «Гори, гори, ясно», «Кто кого», «Утки и лисы», «Маша и ош» и мн. др. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время. Например игры: «Мы весёлые ребята», «Снежная карусель» и мн. др.. Народные игры: «Гори, гори, ясно», «Кто кого», «Утки и лисы», «Маша и ош» и мн. др.
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Очень важны длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Сюжетно – ролевые игры, в которые любят играть дети нашей группы: «Семья», « Школа», «Парикмахерская», «Детский сад», «Строитель», «Моя мама- продавец» «На дорогах города» и др. Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Очень важны длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Сюжетно – ролевые игры, в которые любят играть дети нашей группы: «Семья», « Школа», «Парикмахерская», «Детский сад», «Строитель», «Моя мама- продавец» «На дорогах города» и др.
Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
Необходимо в старшем возрасте воспитывать патриотизм, обогащая детей знаниями о родной стране – России: - знакомство с понятиями «моя страна», «моя малая родина», «мой город» и др.; - приобщать к мероприятиям, которые проводятся в ДОУ, в том числе и совместно с родителями. - воспитывать любовь к родной природе. - знакомить с событиями нашей страны; с достопримечательностям; с замечательными людьми, прославившие свой город, страну и др. Необходимо в старшем возрасте воспитывать патриотизм, обогащая детей знаниями о родной стране – России: - знакомство с понятиями «моя страна», «моя малая родина», «мой город» и др.; - приобщать к мероприятиям, которые проводятся в ДОУ, в том числе и совместно с родителями. - воспитывать любовь к родной природе. - знакомить с событиями нашей страны; с достопримечательностям; с замечательными людьми, прославившие свой город, страну и др.
Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. В группе налажена работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. В группе налажена работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Формировать начальные навыки сотрудничества в продуктивной деятельности: - коллективные работы; - создание вещей для украшения группы, игры; - изготовление подарков и т. п. Формировать предпосылки трудовой деятельности: - дежурство; - уборка снега, листьев на участке и др.; - уход за цветами и др. Формировать начальные навыки сотрудничества в продуктивной деятельности: - коллективные работы; - создание вещей для украшения группы, игры; - изготовление подарков и т. п. Формировать предпосылки трудовой деятельности: - дежурство; - уборка снега, листьев на участке и др.; - уход за цветами и др.
Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться. Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
П УСТЬ СТАНЕТ НЕВОЗМОЖНОЕ – ВОЗМОЖНЫМ ! П УСТЬ СТАНЕТ БЛИЗКИМ ТО, ЧТО ДАЛЕКО ! И ПУСТЬ ВСЕ ТО, ЧТО БЫЛО ОЧЕНЬ СЛОЖНЫМ, РЕШАЕТСЯ КРАСИВО И ЛЕГКО !
Спасибо за внимание!