ДЕОНТОЛОГИЯ И. КАНТА И ДЕОНТОЛОГИЯ Н. Н. ПЕТРОВА
Термин "деонтология" (от греч. deontos - должное) был введен в советскую медицинскую науку профессором Н.Н. Петровым
Н.Н. Петров использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики - врачебную этику - которая в России была "отменена" после переворота 1917 года за ее связь с религиозной культурой
Но от этой связи никуда не уйти. Истоки представлений о "должном" находятся в религиозно-нравственном сознании, для которого характерно осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам
Н.Н. Петров
«хирургия для больных, а не больные для хирургии»; «информирование больного» «идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного» «делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека» «для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после» Н. Н. Петров в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие правила:
Первой теорией, последовательно выдержанной в деонтологическом ключе, явилась этика И.Канта
И.Кант
С точки зрения сторонников деонтологического подхода, к оценке наших поступков, независимо от блага, которое они порождают (или не порождают), применимы понятия, касающиеся обязательств (долга) и прав
Мы бываем обязаны поступать так-то и так-то не потому, что это принесет пользу нам или кому-то другому, а потому, что мы выполняем свой долг
деонтологические теории монистические плюралистические
В монистических в качестве основополагающего принимается один принцип; при этом считается, что все моральные правила могут быть выведены из него логическим путем
В качестве такового может, например, выступать принцип уважения личности либо так называемое "золотое правило" этики
"золотое правило" этики, под которым понимается библейская заповедь: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12).
Это "золотое правило" весьма близко по смыслу тому абсолютному нравственному закону, или категорическому императиву, который Кант считал безусловным основанием всей этики
По Канту, человек является высшей ценностью
Императив, по Канту, - это формулировка такого объективного принципа, который, будучи велением разума, принудителен для воли
Неважно, какие могут быть последствия, всегда неправильно лгать Мы всегда должны относиться к людям (включая себя) как к цели и никогда только как к средству Поступок является правильным, когда он удовлетворяет категорическому императиву (первая формулировка категорического императива). Совершенные и несовершенные моральные обязательства дают основание, по которым некоторые притязания на права должны получить признание Четыре характерные черты этики Канта представляют особую важность при рассмотрении проблем, касающихся медицинского лечения и исследования:
Мы же с вами всегда должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны руководить нашими действиями в повседневной жизни.
Если мы будем применять на практике вышеназванные основы, наша жизнь наверняка станет в разы гармоничнее, отношения с людьми будут конструктивными, конфликтов и разногласий будет меньше, а взаимного уважения друг к другу станет больше
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!