Медицинская помощь не может быть полноценной, если самый высокопрофессиональный медицинский работник не обладает необходимыми морально - этическими качествами
предложенная Т. Бичампом и Д. Чилдресом в книге « Принципы биомедицинской этики »
принцип «не навреди», принцип «делай благо принцип уважения автономии пациента принцип справедливости
« Не навреди » первый из четырёх принципов биоэтики
Принцип обычно приписывается Гиппократу, Но в дословном виде Клятва Гиппократа этой фразы не содержит. « Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости »
бездействие и неоказание помощи тому, кто в ней нуждается ; небрежность и злой умысел ; случайные ошибки и необдуманные или неквалифицированные действия врача ; моральный вред.
что означает «Прежде всего – не навреди!»
во - первых, причиняемый вред не должен превышать того блага, которое приобретается в результате медицинского вмешательства, во - вторых, чтобы при выбираемом варианте действий сам по себе этот вред был минимальным по сравнению со всеми другими возможными вариантами
Этот принцип является продолжением предыдущего и расширением его содержания. Принцип " делай благо " акцентирует необходимость не просто избегать нанесения вреда, но активных действий по его предотвращению или исправления. Восходит к пониманию медицины Парацельса.
Трудно представить систему здравоохранения, которая бы ограничи валась лишь задачей непричинения вреда пациентам, Целью здравоохранения является не просто избегание вреда, а обеспечение блага пациен тов, а значит - каждого человека и общества в целом
вытекает следующее, если ты хочешь, чтобы делание добра другим было всеобщей нормой и чтобы другие делали тебе добро, делай и сам добро другим.
Задача здравоохранения – не только вылечить больного, но и предупредить потерю здоровья, если это возможно ; восстановить утраченное здоровье пациента, если есть разумная надежда на его излечение
Этот принцип один из основополагающих в настоящее время в биомедицинской этике, когда ставится под сомнение безусловная и исключительная компетентность врача в определении блага пациента.
каждый человек есть безусловная ценность и, следовательно, он в состоянии сам определять собственную судьбу.
Пациент может совершать автономное действие, что будет, если это произойдёт? что будет, если это НЕ произойдёт? чего НЕ будет, если это произойдёт? чего НЕ будет, если это НЕ произойдёт? если он компетентен ( осознает последствия своего решения ), информирован и совершает его без каких - либо внешних принуждений, добровольно.
как он понимается в биомедицинской этике, можно сформулировать так : каждый должен получить то, что ему причитается.
" Каждый " при этом может относиться либо к отдельному человеку, либо к группе людей, выделяемых по тому или иному основанию.
Аристотель : « равные должны рассматриваться равно, а неравные должны рассматриваться неравно »
Каждый пациент должен получать медицинскую помощь в том объеме, который ему необходим, и настолько срочно, насколько он нуждается в этом, независимо от расы, вероисповедания, положения в обществе, материального благосостояния.
Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинского работника, который должен выражать это своими поступками и повседневным поведением.