История, культура и обычаи коренных народов севера и Дальнего Востока- НЕГИДАЛЬЦЫ
Наш край Кухтина А. Хабаровский край! Он почти бесконечный, Живая частица ушедших времен, Той жизни суровой, неспешной и вечной Великих народов и малых племен. Тут люди мудры и добры, и степенны. Не зря уважал их бедовый казак. Осталось в веках его имя нетленно. Теперь этот край называется так. Играют в Амуре лосось и калуга. И зреет в распадках лесной виноград. Здесь север и юг дополняют друг друга. Хабаровский край чудесами богат. Здесь ходят медведи, скользят кабарожки, Изюбрь и сохатый зовут здесь весну. Бесшумно гуляют огромные кошки И зорко хранят эту чудо-страну. Цветут рододендроны в мае на склонах, Все сопки укутав в сиреневый цвет. И только у нас, в уголках затаенных Так чисто и нежно цветет бересклет. И каждый, кто здесь побывал хоть когда-то, Не сможет забыть Мяо-Чановых гор, Прекрасных амурских, волшебных закатов, Влюбившись навек в этот вольный простор.
Подобно могучему орлу, широко раскинул свои крылья Дальний Восток. Таинственная и величавая красота этого края, холодный и чистый покой Севера, неповторимая игра красок «земли северного сияния», море, зимнее словно стекло, и летнее как музыка, широкий и величавый Амур все это было миром, где жили и живут по сей день дальневосточные аборигены: нивхи и чукчи, нанайцы и удэгейцы, орочи и эвенки, ительмены и коряки, юкагиры и якуты, эскимосы и айны и многие другие коренные народности.
Что общего у коренных народов Основными видами промысла были рыболовство, морской зверобойный промысел и охота. Также они занимались собирательством дикоросов и животноводством. Сохраняя первоначальное мировоззрение на природу, создавая ее культ, коренные народы сумели создать свое изобразительное Искусство и культуру, представляющее довольно высокую художественную ценность.
Схожим был и быт разных коренных народов. Они жили в небольших деревнях в несколько хижин. Главным в деревне был шаман. Все ему подчинялись, приходили к нему за советом. Женщины занимались различными ремёслами: плели из бересты, ткали ковры, шили одежду, изготавливали украшения…
Все языки коренных народов, проживающих на территории Хабаровского края, относятся к группе тунгусо-манчжурских. Этим языкам присущи красочность и образность. Речь насыщена изобразительными словами: чеху-меху, шур-мур, ара-ара, особенно звукоподражательными.
Собиратель якутского фольклора А. Куликовский писал: «… сказку слушают все с затаенным дыханием, сильно увлекшись и стараясь не проронить ни единого слова». Слушая сказку, «… каждый позабыл свои заботы, свое горе и унесся в волшебный прекрасный мир чарующих грез. А сам сказочник, как истинный поэт, увлекся больше всех, у него даже глаза закрыты... Он какое-то сверхъестественное существо, окруженное таинственным ореолом».
На территории современного Хабаровского края на сегодняшний день проживают представители 8 национальностей исконно коренных народов Севера и Дальнего Востока: нанайцы; нивхи; негидальцы; орочи; удэгейцы; уличи; эвенки; эвены.
Негидальцы Исконные негидальцы были рыбаками и охотниками. У верховских негидальцев рыболовство и охота дополнялись оленеводством. Негидальцы имеют обширное приусадебное хозяйство, сажают овощи. Содержат крупный рогатый скот, свиней, птиц.
Расселение нигедальцев Археологи обнаружили на Амгуни следы неолитических культур – автохтонных (вознесенской и малышевской), а также пришлых (сыаллахской и белькачинской) алдана – ленского круга. По мнению многих ученых, основным районом расселения негидальцев, являлся бассейн реки Амгунь, где и происходило формирование этноса. Русские в прошлом называли негидальцев, как и многих тунгусов, орочонами, или, смешивая с нивхами - гиляками. Этноним «негидальцы» - производное от эвенкийского нге (низ, край) и гида (сторона), означает «живущие в нижней стороне». Этноним впервые введен в научный оборот в середине XIX века А.Ф.Миддендорфом. Основным районом расселения негидальцев являлся бассейн реки Амгунь, где и происходило формирование этноса. Рода, проживающие в верховьях р. Амгунь - верховские негидальцы и негидальцы, проживающие в низовьях р. Амгунь - низовские. В тоже время образовалось два диалекта – верховской и низовской.
Расселение нигедальцев В конце XVII – к началу XVIII веков негидальцы сформировались как этнос. Были установлены тесные контакты с территориальными соседями - ульчами, нивхами, нанайцами и эвенками и это оказало влияние на язык, культуру и традиции негидальского этноса. Родовой строй, как установили исследователи, состоял в это период из 9 родов: муктегирский, аюмканский, альчакульский, торомконский, чукчагирский, ньясекагирский, суданский, чемакогирский и тапкальский. Роды были малочисленны. Род регулировал брачные отношения (строго соблюдалась экзогамия), объединял своих членов для совершения религиозных и семейных обрядов. Крупные рода включали до нескольких десятков семей, малочисленные - до – 3-5 семей.
Традиционная пища негидальцев Каждая семья делала для себя большие запасы лосося на зиму. Пойманную рыбу сушили, вялили, коптили и засаливали. Рыбу ели в вареном, жареном, печеном, сыром (строганина) и вяленом виде. Ее жарили на вертелах, а мясо на проволочных сетках. Рыбные супы варили с приправами из трав.
Традиционная пища негидальцев Рыбий и нерпичий жир добавляли почти во все блюда. На вешалах из жердей вялили юколу. Путем томления рыбы без воды в течение нескольких часов изготовляли жирную массу «септулу», хранившуюся очень долго. Из голов и кишок вытапливали жир.
Традиционная пища негидальцев Костяки, оставшиеся от заготовки юколы, сушили, толкли и кормили этой мукой собак. Кожу рыб разных пород использовали для изготовления одежды, обуви, сумок, парусов, покрышек для построек из жердей и т.п. Питательный суп с черемшой, заправленный крупой или мукой «базах» готовился в семьях негидальцев, также «мосин» - студень из рыбьей кожи. Из рыбы готовили «солан», это рыба, смешанная с толчеными ягодами.
Традиционная пища негидальцев Юкола из двух половинок рыб, с разрезами на спине заготавливалась негидальцами в летний период, сушились рыбьи головы «дел на». Также заготавливался сорт юколы (вяленая рыба) «паку», нарезанная кусочками. «Олана» - юкола нарезанная, моченая. Ели также и строганину. Из мяса готовился «сила ван» - шашлык на рожне. Также готовили «талнаха» - блюдо из сырого мяса. Сушили мясо мелкими кусочками «хултэ». Особое блюдо (пережаренная на сохатином жире и разведенная кипятком мука), без которого охотник не уйдет в тайгу - это кушанье превосходно подкрепляет силы. Варили бульон, уху «сила». Пили чай с лепешкой «капа».
Традиционные жилище негидальцев Берестяной балаган. Негидальцы. Уссурийский край, Хабаровский уезд 1920-е гг. У негидальцев известны четыре типа жилых каркасных построек: конические, двухскатные, в форме рассеченного цилиндра и прямоугольные с двускатной крышей. Зимним жилищем в низовьях Амгуни служил каркасный однокамерный четырехугольный дом «хагду». Помещение отапливалось двумя – тремя очагами, дымоходы от которых проходили под широкими глинобитными нарами, на которых спали члены семьи.
Традиционные жилище негидальцев Верховские негидальцы жили в двускатных или пирамидальных домам из плах, засыпанных землей, в небольших полуземлянках с низким срубом на поверхности, или в чумах тунгусского типа. Отапливались помещения костром. С приходом весны негидальские семьи перебирались на жительство в летние селения на притоках, озерах, малых речках. Там жили малыми семьями в «дюкча» - каркасных постройках из жердей, крытых лиственничной или березовой корой, иногда сеном. Дом имел две двери, внутри на уровне потолка устраивался решетчатый помост для копчения рыбы.
Традиционная одежда негидальцев Традиционная одежда негидальцев полностью соответствует требованиям сурового климата приамурского региона, географической среды расселения, хозяйственной деятельности этноса и т. д. Она защищает зимой от лютых морозов, а летом предохраняет от дождя и гнуса. Одежда негидальцев относится к восточноазиатскому типу, самому распространенному виду среди тунгусо-маньчжурских и палеоазиатских народов. Этот тип негидальской одежды подразделяется по половозрастным категориям на - мужскую, женскую и детскую; по назначению - на повседневную и промысловую, праздничную и ритуальную. По типу покроя -цельнокроеная, отрезная по талии, туникообразная; по расположению на теле нательная, верхняя, плечевая, поясная; по запаху распашная и запашная одежда (с левым запахом). Праздничная одежда. По праздникам негидальцы - мужчины надевали просторный шелковый халат на соболином или лисьем меху или длинный ровдужный халат без рукавов и без воротника с разрезом посередине на коротких завязках. Особенностью празднично- ритуальных халатов негидальцев была широкая поперечная полоса, соединявшая в талии две его части. Халат был полностью покрыт типичным амурским орнаментом, вышитым разноцветными шелковыми нитками и оленьим волосом, и был практически единственным для всех торжеств.
Традиционная одежда негидальцев Таким образом, на конструктивных особенностях традиционного костюма; негидальцев проявились явные этнокультурные параллели с соседними народами. Ведь традиционный костюм это феномен, лежащий на стыке материальной и духовной культуры. С одной стороны он создаётся на конкретной материальной базе и служит для обеспечения жизнедеятельности этноса. С другой же, как было показано в третьей главе, традиционный костюм используется для кодификации определённых идей и представлений, для выражения эстетических ценностей этноса. При изучении традиционной одежды негидальцев важно учитывать, что изготовление национального костюма происходило полностью в домашних условиях, от самого начального этапа и до последнего стежка. В более позднее время это использование отдельных привозных материалов (хлопчатобумажной ткани, шелка и т. п.). Данная отрасль домашнего производства имела серьёзное значение для жизнеобеспечения негидальского этноса.
Традиционная одежда негидальцев Развитие хозяйственной деятельности негидальцев, связанное с собирательством, рыболовным; охотничьим промыслами и отчасти содержанием оленей, обусловливает наличие не только необходимых орудий труда, но и определенной одежды, обуви, головных уборов и многих других приспособлений, обеспечивающих удачные промыслы в традиционно- бытовой культуре охотников, рыболовов, собирателей и оленеводов
Негидальский язык Несмотря на свою малочисленность, негидальский этнос сохранил до настоящего времени родной язык, самосознание, этнокультурные особенности. Негидальский язык относится к тунгусо – маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Диалекты: низовский (нижнеамгуньский ), верховский (верхне – амгуньский). Верховский диалект имеет много общего с языком эвенков, низовский - с языками ульчей, орочей и нанайцев. До 2009 года язык относился к бесписьменным языкам. На базе верховского диалекта было подготовлено звуковое электронное справочное пособие по языку и культуре негидальцев (электронный вариант). Пособие рассчитано на широкий круг потребителей: дошкольные, школьные внешкольные учреждения, учреждения культуры, организующие обучение «родным языкам», а так же на физических лиц, желающих самостоятельно изучать «родной язык». Содержание пособия включает не только письменные, но и звуковые тексты, которые проговариваются носителями языка, что представляет собой живой языковой материал. Благодаря этому пособию сохранится для будущих поколений главная ценность красота звучания и богатство негидальского языка.
Негидальский язык
Декоративно-прикладное искусство негидальцев Первооткрывателем негидальцев, живущих в Приамурье, исследователем их самобытной культуры по праву считают А.Ф. Миддендорфа. Добравшись со своим отрядом до берегов небольшой реки Немилен (приток реки Амгунь), он впервые познакомился с негидальцами
Декоративно-прикладное искусство негидальцев Ученый писал: «Чисто негидальскими произведениями я нашел шитье на двух чрезвычайно отчетливо и красиво сделанных кошельках для хранения огнива и трута. Фигуры вышиты блестящими белыми нитками, которые негидальские женщины умеют наматывать из внутренней кожи главной артерии северных оленей или лосей. Кайма к ним подобрана чрезвычайно удачно из самых нежных перьев красивых птиц, разнообразные чучела которых находятся у них в употреблении». Мимо внимательного взгляда ученого не прошли оригинальные декоративные халаты из рыбьей кожи, меховые головные уборы, обувь, сшитая из ровдуги и камусов, коврики, ноговицы, футляры для ножей и кисеты, берестяные коробочки. А.Ф. Миддендорф отмечал технико – художественные приемы мастериц, создающих изделия из бересты: «При помощи не большого ножичка, поперек вставленного в черенок, и держа его рядом, для разграничения, большой палец руки свободной руки, женщина вырезала фигурки на моих от руки на моих глазах. Вследствие этой ловкости и в изготовлении бересты у негидальцев все принимает красивый вид.
Декоративно-прикладное искусство негидальцев
Над Амуром небо голубое. Шепот рощ, да гомон птичьих стай… Как не залюбуешься тобою, Край родной, дальневосточный край! Все здесь сердцу чуткому отрадно, Все невольно привлекает взор: Лес осенний празднично нарядный, Разнотравья летнего ковер. По весне разливистые зори, А зимой бескрайние снега. Круглый год широкая, как море, Над Амуром плещется тайга… Рябов Н. * * *