Архитектура XIII-XVII в.
Каменное зодчество на Руси возобновилась лишь в конце XIII века. Однако много из достижений древнерусской архитектуры после монголо- татарского нашествия было утрачено. Орды батыя не дошли до Великого Новгорода, и именно здесь были созданы замечательные памятники каменной архитектуры. Среди них церковь Николы на Липне. Построенная в конце XIII века, эта большая одноглавая церковь кажется стройной и словно парящей в воздухе. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты роднящие с крепостными оборонительными сооружениями.
Наиболее яркими являются церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Простота их форм сочетается с величественностью, стены украшены скромно, более нарядными были купола церквей.
При Дмитрий Донском был сооружен первый на северо-востоке Руси белокаменный Кремль. Москва бросала вызов Орде, поскольку поскольку ордынские ханы запрещали возводить крепости в русских городах. Московские постройки XIV века не дошли до наших дней, и о том, как они выглядели, можно судить, например, по Успенскому собору в Звенигороде. Успенский собор в Звенигороде.
Успенский собор Московского Кремля стал символом Российского государства, образцом русской храмовой архитектуры. В нём хоронили митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви, здесь венчались на царство русские цари. Вскоре в Кремле псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. По проектам итальянских архитекторов были возведена Грановитая палата. В результате в Кремле возник замечательный архитектурный ансамбль - Соборная площадь.
Новая роль Москвы как столицы единого Русского государства требовала укрепления кремлёвских стен. Под руководством итальянцев Пьеро Антонино Солари, Марко Руффо концу XV века были возведены существующие до сих пор стены и башни из красного кирпича.
Храм- памятник, сооруженные зодчими Бармой и Плостником, был посвящен взятию Казани русскими войсками. Народ дал собору имя - храм Василия Блаженного. Этот юродивый, погребенный в приделе собора, снискал славу провидца и борца за справедливость. В XVI веке в каменный архитектуре появляется шатровый стиль. Самой знаменитый шатровой постройкой стал всемирно известный собор Покрова "что на рву" на Красной площади в Москве.
Характерные черты архитектуры XVII века было яркое декоративное убранство зданий - "дивное узорочье". Формы храмов значительно усложнились. Появилось больше внешних замысловатых деталей, для украшения церквей использовался специальный кирпич разнообразных форм. Для украшения церквей использовались многоцветные изразцы, придававшие сооружением особую нарядность.
Строились такие церкви, как правило, на средства посадских людей. Такова, например церковь Троицы Никитниках в Москве, возведённая на средства богатых купцов Никитниковых, не раз ссужавших деньгами самого царя. Типичными для архитектуры XVII века стали также небольшие посадские (городские) церкви. Они не имели внутренних столбов, поддерживавших свод, украшались кокошниками и пятью главами. К храму пристраивались приделы, его окружала галерея. Внутрь помещения вело нарядное крыльцо, а рядом располагалась шатровая колокольня. Фасад зданий украшался изразцами, расписывался яркой краской.
В самом конце XVII веке в России появился новый архитектурный стиль, получивший название московского барокко. На его формирование оказали влияние традиции русского национального зодчества (особенно деревянного) европейской архитектуры. Пышный стиль барокко, возникший в XVI веке в Италии, распространился и в других странах Запада. Самым известным зданием, построенным в этом стиле, является церковь Покрова в подмосковных Филях. Она была сооружена в 1694 г дядей Петра 1 Л.К.Нарышкиным (отсюда и второе название этого стиля - нарышкинское барокко).
Замечательным памятником архитектуры XVII века стала резиденция Алексея Михайловича в селе Коломенском. Деревянный дворец состоял из отдельных сооружений, связанных между собой переходами. Издали он походил на сказочный городок с башенками, чешуйчатыми крышами, теремами. Семнадцатый век - это также время строительства светских зданий: царских дворцов и палат знати. После окончания Смуты возникла необходимость перестройки пострадавшего от интервентов Кремля. Здесь был возведен великолепный Теремной дворец, названный так потому, что крышей дворцу служил высокий "терем" с золотой кровлей и двумя поясами лазурных изразцовых карнизов. В архитектуре дворца прослеживается влияние деревянного зодчества.