ТИПОГРАФИКА специальность Дизайн (Графический дизайн) ИСМД, кафедра Дизайна Вахрушева Людмила Львовна Введение. Типология культурно-исторический парадигм графического дизайна. курс лекций Лекция 1
План лекции 2 Cпецифика профессионального менталитета дизайнера-графика Представление о парадигматическом и синтагматическом планах мышления Типология культурно-исторических парадигм графического дизайна Образы пространства Концепция времени в разных эстетиках Стилеобразующие жанры
Требования к знаниям, умениям и навыкам 3 Студенты должны 1. знать особенности профессионального менталитета дизайнера-графика и его место в проектной культуре 2. получить представление о парадигматическом и синтагматическом планах мышления 3. систематизировать знания о культурно-исторических парадигмах графического дизайна и владеть их типологией
СЛОВАРЬ 4 ПАРАДИГМА - лингвистический термин, означающий систему форм изменения слова по каким-либо грамматическим основаниям, например, изменение существительных по падежам. В широком смысле слова парадигмой можно считать категориальную вертикаль, систему закономерностей, способов видения, структурирующих объект и строящих собственный предмет, резко очерченный, отделенный от других предметов по принципу «или-или». СИНТАГМА - горизонталь, конкретное наполнение предмета.
5 первая фаза – книжно классическая культурная парадигма
6 Она господствовала с ХV до начала ХХ века. Пространство классики – это симметрия, гармония фигуры и фона, нюансный баланс «черного» и «белого», их взаиморастворение и равновесие - «серебро».
7 вторая фаза – визуально-коммуникативная парадигма Она доминировала на протяжении почти всего модернистского ХХ века – это динамическое пространство контраста и ритма, функционально- структурированного порядка, унификации и комбинаторики, единства и борьбы противоположностей.
8 третья фаза – виртуально-медийная парадигма Она начала разворачиваться в конце ХХ века, с постмодернистской «новой волны» и продолжает это делать сегодня на наших глазах. Неуправляемая термоядерная реакция «новой волны» пошла внутрь, в глубины виртуальной реальности. В разлетающемся пространстве постгуттенберговской галактики на первый план выходит значение фона, контекста, «пространства между».
Задания для самопроверки 9 Изучить типологию культурно-исторический парадигм графического дизайна, использую литературу и медиа-источники.
Вопросы для самопроверки Что называется парадигматическом и синтагматическом планах мышления? 2. Как происходила смена эстетических систем, культурно-исторических парадигм? 3. Как можно охарактеризовать пластические концепции пространства каждой из культурно-исторических парадигм? 4. Что отличает пространство с точки зрения композиционных осей в каждой из культурно-исторических парадигм? 5. Чем отличаются концепции времени в разных эстетиках? 6. Какие стилеобразующие жанры характерны для каждой эстетики?
Рекомендуемая литература Роберт Брингхерст «Основы стиля в типографике» (The Elements of Typographic Style, Robert Bringhurst), пер. с английского Г.Северской, А.Семенова, С.Пономаренко под редакцией В.Ефимова. Издатель: Д.Аронов, Серов Сергей Иванович. Гармония классической типографики. М.: ЗАО «Линия График», 2003.– 32 с. 3. Королькова А. Живая типографика. -- М.:IndexMarket, И.А Розенсон. Основы теории дизайна/Учебник для ВУЗов./ – С-П.: Питер, 2006, 290 с.
12 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.