Логопедическая ритмика СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, СРЕДСТВА ЛОГОРИТМИКИ
Логопедическая ритмика - это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Теоретической основой для построения системы работы по логопедической ритмике выступает теория уровневой организации движений Н. А. Берштейна.
Согласно данной теории, выделяется 5 уровней организации движений: Уровень 1 руброспинальный уровень ЦНС : обеспечивает бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприорецепции, статическую выносливость и координацию. Уровень 2 таламопаллидарный : обеспечивает коррекцию, внутреннюю увязку целостного движения, согласование его составных частей, выразительные движения, пантомимику, пластику.
Уровень 3 пирамидной- стриарный : обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации, движения целевого характера, имеющие начало и конец. Уровень 4 теменно- промоторный, кортикальный: Ведущей аффентной системой является представление о предмете. Афферентация опирается на смысловую сторону действия с предметом. Пространственное поле приобретает новые топологические качественные характеристики (верх, низ, между, над, прежде, потом). Происходит осознание правой и левой сторон тела. Уровень 5 высший кортикальный символической координации и психологической организации движений: осуществляет понимание чужой и собственной речи, содержание решаемой задачи, письменное и устное выражение своих мыслей; музыкальное и хореографическое исполнение. Действия этого уровня основываются на образном мышлении.
Логопедическая работа: направление и содержание Учитель-логопед Просвещение (участие в родительских собраниях) Методическая работа Участие в работы ПС, МО ступени образования Консультации Учителя, родители Диагностика, сопровождение Междисциплинарная, коллегиальная ПМП консилиум Обследование и коррекция Устной речи: Звукопроизношения,фоне матчпроцессы, лексико-грамот.строй, несформированность анализа и синтеза Обследование и коррекция Трудностей формирования навыков письма и чтения
Цели логоритмики Логоритмические занятия проходят в тесной связи с учителем-логопедом и воспитателем логопедических групп. Проводятся раз в неделю. ЦЕЛЬ: -Преодоление РН путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды В основу занятия положен метод фонетической ритмики.
Задачи логоритмики: - укрепить костно-мышечный аппарат - изменить общую реактивность организма - разрушить патологические динамические стереотипы - способствует формированию двигательных кинестезий - способствует формированию пространственно-временных представлений - развивает способность произвольно передвигаться в пространстве.
Структура логоритмического занятия 1. Вводная часть: - ритмическая разминка. 2. Основная часть: - упражнения на регуляцию мышечного тонуса, - упражнения на развитие общей моторики, - упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), - упражнения на развитие мимических мышц, - упражнения на развитие дыхания, - упражнения на развитие чувства темпа и ритма, - упражнения на развитие координации речи с движением, - пение. 3. Заключительная часть: - игра. Каждое занятие посвящено одной теме или сюжету, все части его взаимосвязаны и дополняют друг друга. Занятия разнообразны по сюжету. Сюжетно тематическая организация занятий позволяет детям чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Кроме того, такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия.