Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ План лекции: Предмет, цели и задачи физиологии, ее связь с другими науками Методы физиологических исследований.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 1. Введение в физиологию 1. Понятие физиологии. 2. Задачи физиологии. 3. Методы физиологических исследований. 4. Этапы развития физиологии. Литература.
Advertisements

ФИЗИОЛОГИЯ И ЭТОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ: Курс лекций Профессор В.И. Максимов (ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина) Лекция 1 Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ ЖИВОТНЫХ.
Кафедра нормальной физиологии КрасГМА ВВЕДЕНИЕ В КУРС НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ О ГОМЕОСТАЗЕ И МЕХАНИЗМАХ САМОРЕГУЛЯЦИИ.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Основы общей биологии. Предмет и задачи курса. Методы исследования биологии. Связь биологии с другими науками.
Лекция 2. Регуляция физиологических процессов. 1.Понятие физиологической регуляции и физиологических состояний. 2. Виды физиологических регуляций. 3. Характеристика.
ФИЗИОЛОГИЯ И ЭТОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ: Курс лекций Профессор В.И. Максимов (ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина) Лекция 4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРИНЦИПУ.
Тема: Регуляция функций. Строение нервной системы Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций Задачи: Дать характеристику различным.

Рефлекторная теория поведения Урок биологии в 8 классе учитель МОУ «СОШ 12» Иноземцева М.В год.
Регуляция функций Нейронная регуляция Рефлекторная деятельность нервной системы.
1 Лекция 1 Нормальная физиология и медицина План: 1.Физиология - основа медицины. 2.Физиологические функции. 3.Постоянство внутренней среды. 4.Регуляция.
Биология (от греч. bios – жизнь, logos – учение) – наука о жизни Биология изучает: Строение Проявление жизнедеятельности Среду обитания всех живых организмов:
Нервная система выполняет две важнейшие функции: 1) нормального взаимодействия организма с внешним миром, обеспечения его поведения в соответствии с условиями.
Автор: Бобряшова Ирина Александровна, учитель биологии ГОУ СОШ 329.
Автор – Клинов А.В.. Система органов кровообращениякровообращения сердце сосуды Терморегулирующая функция Транспортная функция артериивеныкапилляры Гуморальная.
АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА» Кафедра нормальной физиологии Астана 2018 г.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Значение биологии для понимания единства всего живого Выполнила: Бандорина Е.И. студентка 107 группы.
Транксрипт:

Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ План лекции: Предмет, цели и задачи физиологии, ее связь с другими науками Методы физиологических исследований История развития физиологии Свойства и функции организма как биологической системы. Гомеостаз Регуляции функций и системы обеспечения гомеостаза.

Предмет, цели и задачи физиологии, ее связь с другими науками Физиология является одним из важнейших разделов биологической науки и как наука представляет собой систему достоверных знаний о процессах жизнедеятельности организма на всех уровнях его организации и механизмах их регуляции для оптимального приспособления к меняющимся условиям внешней среды. Предметом или объектом изучения физиологии является организм человека или животного. Физиология изучает физиологические процессы и физиологические функции живого организма на уровне клеток, тканей, органов и организма в целом в их взаимосвязи между собой и с учетом влияний условий окружающей среды, технологии содержания животных, поведенческие реакции животных. Целью физиологии животных является глубокое познание механизмов и закономерностей осуществления процессов и функций, их регуляции. Задачи физиологии животных весьма многообразны и определяются исходя из конечной цели: познание частных и общих механизмов и закономерностей деятельности клеток, тканей, органов и целостного организма, механизмов нейрогуморальной регуляции физиологических процессов и функций у млекопитающих и птиц, качественного своеобразия физиологических процессов у продуктивных животных, поведенческих реакций и механизмов их формирования, роли отдельных факторов в обеспечении структурно-физиологической организации организма, его органов, в определении качества продукции, сырья; приобретение навыков по исследованию физиологических констант функций и умений использования знаний физиологии в профессиональной деятельности по специальности.

Основные разделы физиологии 1. Общая физиология изучает физиологические процессы, свойственные всем живым существам. В общей физиологии можно выделить: физиологию клетки, физиологию возбудимых тканей. 2. Эволюционная физиология специально рассматривает естественную историю возникновения и преобразования процессов и функций в процессе эволюции мира животных. 3. Экологическая физиология изучает приспособительные изменения процессов и функций в связи с условиями жизни. 4. Сравнительная физиология или частная физиология изучает особенности физиологических процессов и функций в сравнительном аспекте у животных разных видов: свиней, лошадей крупного рогатого скота, овец, коз, кроликов, норок и т.д. 5. Частная физиология систем организма изучает особенности и закономерности физиологических процессов и функций отдельных систем организма: нервной, сенсорной, эндокринной, крови, кровообращения, дыхания и др. 6. Возрастная физиология изучает особенности и становление физиологических процессов и функций у животных в различные периоды индивидуального развития (онтогенеза). Она включает физиологию молодняка животных. 7. Отраслевая физиология изучает особенности физиологических процессов и функций, связанных с той или иной продуктивностью животных: физиология лактации, откорма и т.д.

Основные разделы физиологии человека Нормальная физиология – изучает функции здорового организма. Патологическая физиология – изучает функциональные изменения в больном организме, общие закономерности возникновения, течения и исхода патологических процессов. Клиническая физиология – изучает механизмы компенсации нарушенных функций в организме человека, т.е. адаптивные компенсаторно-приспособительные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных влиянием на него неадекватных факторов среды.

Связь физиологии с другими науками Физиология тесно связана с рядом биологических наук, имеет много точек соприкосновения с физикой и химией, широко используя их законы и методы, так как физические и химические процессы лежат в основе процессов и функций организма. Широкое применение в физиологии получили методы кибернетического моделирования. Эволюционная теория помогает физиологии понять закономерности развития функций организма. Знания экологии физиология использует при изучении приспособительных изменений функций к определенным условиям жизни. Физиология опирается на данные анатомии, гистологии и цитологии, биохимии, так как все процессы жизнедеятельности протекают в определенных структурах организма и в основе их лежат биохимические процессы. В свою очередь физиология является теоретической основой для всех специальных врачебных и зоотехнических дисциплин: фармакологии, диагностики, терапии, акушерства, хирургии, разведения, кормления, животноводства, зоогигиены и других. Знания физиологии являются базой для формирования врачебного и зоотехнического мышлений.

Методы исследований в физиологии Метод наблюдения Заключается в оценке проявления того или иного физиологического процесса, той или иной функции органа, ткани в естественных условиях. Метод позволяет определить, как проявляется процесс или функция органа, ткани (например, деятельность слюнной железы проявляется в выделении слюны в таком-то объеме, которая имеет такое-то свойство). Однако этот метод не дает ответа, почему осуществляется тот или иной физиологический процесс или функция. Метод наблюдения предусматривает использование простых и сложных приборов, вспомогательных операций (наложение фистул на исследуемый орган, вживление электродов и др.). Метод эксперимента (или опыта) Сущность сводится к определению роли факторов, обеспечивающих деятельность тканей, органов, организма, путем направленного устранения или усиления действия того или иного условия (фактора) жизнедеятельности тканей, органов, организма. В конечном итоге делается заключение, почему осуществляется данный физиологический процесс или функция. Метод эксперимента, как и метод наблюдения, предусматривает использование простой и сложной современной аппаратуры, приборов: 1) входящие в системы, предназначенные для воздействия на объект, 2) входящие в системы, предназначенные для регистрации различных проявлений жизнедеятельности, а также вспомогательных приемов: перерезка нерва, вживление электродов, наложение фистул и т.д.

История физиологии Физиология как наука возникла в XVII столетии. Она берет начало с работы английского врача, анатома и физиолога Вильяма Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», опубликованной в 1628 году, где В. Гарвей впервые обосновал путем эксперимента наличие большого и малого кругов кровообращения, и доказал, что сердце обеспечивает кровообращение. В дальнейшем в развитии физиологии следует выделить три этапа: первый - накопление фактических данных о сущности и закономерностях отдельных процессов жизнедеятельности организма, его тканей, органов и систем; второй – обобщение частных сведений о процессах жизнедеятельности в определенные представления о функциях организма; третий – современный период целенаправленного изучения процессов и функций исходя из потребностей и на основе оформленных теорий, принципов деятельности организма.

Первый этап истории развития физиологии характеризуется накоплением фактов о проявлении жизнедеятельности организма. Он охватывает период XVII-XVIII вв. Вслед за В. Гарвеем А. Левенгук и М. Мальпигий обнаружили и доказали наличие капилляров. Французский ученый-философ Рене Декарт отметил проявление рефлекса (термин «рефлекс» ввел в XVIII в. чех Г. Прохаска). Значительную роль сыграло открытие М.В. Ломоносовым закона сохранения веществ, который сформулирован им в 1748 г. как «закон сохранения веществ и движения». В эти два столетия были созданы первые поверхностные представления о дыхании, химизме пищеварения, затратах энергии, биоэлектрических явлениях в организме.

Второй этап связан с обобщением отдельных фактов, общих явлений, принципов, с формированием теорий деятельности органов и систем организма. Это этап абстрактно- теоретического познания существа деятельности организма. Он занимает XIX столетие. Этот период в развитии физиологии отмечен: успехами в органической химии (Ф. Веллер синтезировал мочевину), биохимии, установлением закона сохранения энергии (Майер, Джоуль и Г. Гельмгольц развили закон сохранения веществ М.В. Ломоносова), гистологии, открытием клетки (Т. Шванн), физиологии, созданием рефлекторной теории нервной деятельности (И.М. Сеченов), созданием теории развития органического мира (Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин). Благодаря абстрактно-теоретическому познанию существа деятельности организма в XIX веке сформировались и получили большое развитие учения о клетке, кровообращении, крови, дыхании, пищеварении; разработан большой ряд методик физиологических исследований функций органов, широкую известность получили фистульные методики И.П. Павлова для изучения деятельности органов пищеварения, создана рефлекторная теория нервной деятельности. Особая заслуга в формировании и развитии физиологии принадлежит И.М. Сеченову ( ), который впервые определил наличие процессов торможения в центральной нервной системе и на основании этого создал учение о рефлекторной деятельности организма. Его труд «Рефлексы головного мозга» получил всеобщее признание и явился основой формирования учения об организме как едином целом, учения о нервизме. Учение И.М. Сеченова успешно развил И.П. Павлов ( ), который создал современное учение о физиологии пищеварения, кровообращения, внедрил в физиологию фистульный метод, создал учение о трофической роли нервной системы.

Третий этап в истории физиологии – активно поисковый этап, который приходится на XX век и настоящее время. В этот период физиология начала выполнять свою поисковую функцию. Путем абстрактно-теоретического осмысления полученных экспериментальных данных ученые физиологи формируют новые представления о принципах деятельности органов и организма, ставят новые задачи и открывают новые, более глубокие закономерности жизнедеятельности организма. Эти открытия находят применение в практике. В этот период И.П. Павлов сформировал учение о высшей нервной деятельности, П.К. Анохин - учение о функциональных системах, создано направление, которое называется микрофизиология, учение о физиологии желез внутрен­ней секреции, современное представление об обмене веществ, учения о медиа­торах, о витаминах. В начале двадцатого столетия И.П. Павлов целиком ушел в разработку важнейших проблем, связанных с учением об условных рефлексах. Открытые им условные рефлексы пищеварительных желез были фундаментом на котором он построил новое грандиозное здание – учение о высшей нервной деятельности. Установлены иррадиация возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, врожденные, или безусловные и индивидуально-приобретенные условные рефлексы. И.П. Павлов сформулировал свое учение о второй сигнальной системе. Ряд крупных проблем физиологии мышц и нервов поставил и разрешил в своих работах Н.Е. Введенский ( гг). Значительное влияние на развитие учения физиологии центральной нервной системы оказала работа А.А. Ухтомского «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний», в которой был сформирован принцип доминанты. Благодаря трудам А.Ф. Самойлова особенно высокое развитие получило электрофизиологическое исследование нервно-мышечной деятельности (1904 г). В 1933 г. Казанский физиолог А.В. Кибяков доказал химическую передачу возбуждения от одного нейрона к другому в шейном симпатическом узле. К.М. Быков с коллективом провел большие исследования роли коры больших полушарий в деятельности внутренних органов. Л.А. Орбели развил учение И.П. Павлова о трофическом влиянии нервной системы. Основоположником возрастной физиологии является И.А. Аршавский, эволюционной физиологии – А.И. Карамян, экологической физиологии – А.Д. Слоним, учения о функциональных системах организма – П.К. Анохин.

Большой вклад в развитие физиологии внесли ученые России, Германии, Франции и Италии. Разработанные И.М. Сеченовым и И.П. Павловым принципы и методы физиологических исследований явились прочным фундаментом развития физиологии сельскохозяйственных животных. Признанный вклад в развитие физиологии сельскохозяйственных животных внесли следующие ученые: А.В. Леонтович: в определение особенностей пищеварения у птиц, иннервацию внутренних органов и эндокринных желез, секреторную и моторную деятельность вымени. Он был автором первого русского учебника по физиологии домашних животных (1916), переизданного трижды; К.Р. Викторов: в современные учения о деятельности нервной системы, пищеварении у птиц, дыхании, о гуморальных связях в организме. Он издал первый в России основательный учебник по физиологии сельскохозяйственных животных, который претерпел 5 изданий; Г.И. Азимов: в физиологию лактации; автор учебника по фи­зиология сельскохозяйственных животных; Д.Я. Криницин: в физиологию пищеварения у жвачных; автор учебника по физиологии сельскохозяйственных животных; Н.Ф. Попов: в физиологию пищеварения у разных видов сельскохозяйственных животных; автор учебника по физиологии сельскохозяйственных животных; Г.В. Паршутин: в физиологию высшей нервной деятельности у сельскохозяйственных животных; автор учебника по физиологии сельскохозяйственных животных; А.Н. Голиков: в физиологию нервной системы, адаптации у сельскохозяйственных животных; автор учебника по физиологии сельскохозяйственных животных; В.И. Георгиевский: в физиологию минерального и витаминного обменов, пищеварения; автор учебника по физиологии животных.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это проявление жизнедеятельности клеток, тканей, органов, систем. Жизнедеятельность проявляется в физиче­ских и химических процессах. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - это проявление жизнедеятельно­сти ткани, органа, организма, обеспечивающее приспособление к меняющимся условиям внутренней и внешней среды. ОРГАНИЗМ – единая система, объединяющая различные органы в их сложном взаимодействии между собой; ПРИНЦИП СТРУКТУРНОСТИ (ЦЕЛОСТНОСТИ) – физиологические процессы могут осуществляться при анатомической и функциональной целостности всех элементов, обеспечивающих эти процессы. «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен. Поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» (И.М. Сеченов, 1861). «Все физиологические механизмы, сколь бы различны они ни были, имеют только одну цель – сохранение постоянства условий жизни во внутренней фазе» (К. Бернар, 1878) – или гомеостаз (по Кэннону). ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА – любая деятельность организма и его органов и систем причинно обусловлена. АДАПТАЦИЯ – совокупность механизмов, обеспечивающих приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Целостность организма и его связь с внешней средой обеспечивается нейро-гуморальными механизмами. ГОМЕОСТАЗ И АДАПТАЦИЯ – основные механизмы обеспечения жизни. ПРИНЦИП НАДЕЖНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ: организм и его системы имеют резерв прочности, который обеспечивается следующими компонентами: избыточностью элементов функционирования (напр., 25 % легочной ткани вполне достаточно для осуществления внешнего дыхания); резервированием функции (из 1 млн. нефронов, имеющихся в почке, одновременно функционирует только часть из них, остальные остаются в резерве); периодичностью функционирования всех элементов (напр., открытие и закрытие, т.е. мерцание капилляров); дублированием функций (сердечный насос имеет помощников в виде периферических сердец – скелетных мышц, сокращение которых проталкивает кровь по венозным сосудам). Основные принципы физиологии

Регуляция функций организма и системы обеспечения гомеостаза Механизмы: Местный Гуморальный: аутокринный – клетка продуцирует БАВ или гормон, который воздействует на эту же клетку (клетка-продуцент = клетка-мишень) паракринный – клетка продуцирует БАВ или гормон, действующий на клетки-мишени вблизи клетки-продуцента эндокринный – клетки-продуценты синтезируют гормоны, которые поступают в кровь, и разносятся ее током к органам-мишеням, действуя на расстоянии от места продукции. Нервный.

Общая модель регуляции физиологических процессов

Спасибо за внимание!