Биография Фета Афанасия Афанасьевича ( ) Афанасия Афанасьевича
Детство Родился 23 ноября (5 декабря) 1820 в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать – Каролина Шарлотта Фёт (после принятия православия стала Елизаветой), приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.
Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. В годах - учёба в Московском Университете. Университет в 1820 г. Московский университет Современный вид Учёба
Студенческие годы Поселившись в семье Григорьевых, Фет нашел в сыне, будущем критике, Аполлоне Григорьеве, ревностного поклонника и собирателя своих стихотворений. На товарищескую беседу к Фету и Аполлону Григорьеву собирались лучшие представители тогдашнего студенчества. Дом Григорьевых в Замоскворечье. Малая Полянка, 12. Вид со двора. Фото 1915 г. Комната Фета-студента на «антресолях» григорьевского дома. Фото 1915 г.
Друг и соратник В 1844 году Фет окончил словесное отделение философского факультета университета. Первый сборника стихов Фета «Лирический пантеон» вышел при участии А. Григорьева. Его поэзия не соответствовала духу времени, когда в стране накалялась общественно- политическая атмосфера и складывалась революционная ситуация. Аполлон Григорьев
Первый сборник «Лирический пантеон» Первый сборник стихотворений Фета "Лирический пантеон" вышел в 1840 и получил одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет», пишет в 1843 году Белинский. Стихи Фета появились во многих изданиях. Виссарион Белинский
Единственная любовь Памяти трагической любви к девушке по имени Мария Козьминична Лазич посвящены шедевры любовной лирики Фета. Лазич - дочь бедного херсонского помещика, девушка- бесприданница (Фет всюду называет её Еленой Лариной). До конца жизни Мария Лазич осталась его единственной любовью. Памяти о ней посвящены шедевры любовной лирики Фета, датированные 50-ми, 60-ми, 70-ми, 80-ми гг. Воспоминаниям о ней посвящена поэма «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и многие другие его стихи. И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить… Портретов Марии Лазич не сохранилось
Второй сборник «Стихотворения» В 1850 году - второй сборник Фета, положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки». В журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе. Николай Некрасов
Женитьба В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя, известного писателя и критика В. Боткина - Марии Петровне Боткиной. Она принадлежала к большой купеческой семье. Семья Боткиных была большая, не только талантливая, но и дружная. Сергей Петрович Боткин Василий Петрович Боткин Портрет, который, возможно, принадлежит жене Фета (но некоторые приписывают его М. Лазич)
Семья Фета Фет женился на Марии Петровне, не испытывая к ней сильного любовного чувства, но по симпатии и по здравом размышлении. О Марии Петровне все знавшие ее говорили только хорошо, только с уважением и неподдельной приязнью. Мария Петровна была хорошей женщиной образованной, хорошей музыкантшей. Она стала помощницей мужу, привязана к нему. Это Фет всегда чувствовал и не мог не быть благодарным. Воробьёвка 1890 г. Сидят: А.Фет, жена Мария, дочь Наталья. Стоят: гости их имения - Полонские.
Сборник «Вечерние огни» В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи. Сборнику стихотворений шестидесятитрехлетний поэт дал название "Вечерние огни". (Более трехсот стихотворений входят в пять выпусков, четыре из которых вышли в свет в 1883, 1885, 1888, Пятый выпуск поэт подготовил, но не успел издать.) В «Вечерних огнях», как и во всей поэзии Фета, много стихотворений о любви. Видное место в поздней лирики Фета занимает природа. В его стихах она всегда тесно связана с человеком. А.А. Фет. Стихотворения. Изд-во Эксмо-Пресс, 2005 г.
Ученики поэта В конце 90-х годов и в первые десятилетия XX века к Фету пришла посмертная слава. Учениками Фета можно считать поэтов-символистов Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, Андрея Белого, Александра Блока. Валерий Брюсов Константин Бальмонт Андрей Белый Александр Блок
Смерть поэта Умер А. Фет 21 ноября (3 декабря н.с.) 1892 в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства Через три дня, 24 ноября, произошел обряд отпевания. Отпевали в университетской церкви. Потом гроб с телом Фета отвезли в село Клейменово Мценсконо уезда Орловской губернии, родовое имение Шеншиных. Там Фета и похоронили. Церковь в селе Клейменове, где похоронен А.А. Фет.