Экспериментальное изучение явления конформизма
Экспериментальные исследования конформности М. Шериф (1935) М. Шериф (1935) формирование групповых норм на материале «аутокинетического эффекта» С. Аш (1951) С. Аш (1951) групповое давление с использованием приема «подставной группы» С. Милгрэм (1963) С. Милгрэм (1963) подчинение авторитету с использованием приема «фальсифицированной обратной связи»
3 Эксперименты М. Шерифа (1935 г): на какое расстояние сдвинулась точка в темной комнате? Вывод Шерифа: в результате внушения возникла групповая норма, которой подчинялись испытуемые. Эксперимент по формированию групповых норм Музафера Шерифа – Первый день, индивидуально: 15 см. – Второй день, три человека: 2,5 см – 5 см – 15 см. – Третий день, три человека: 3 см – 6 см – 7,5 см. – Четвертый день: позиции совпали.
Образование групповой нормы в экспериментах М. Шерифа
5 Метод «подставной группы». -Студентам давали карточки. Необходимо было выбрать отрезок, равный данному. Индивидуально все решали верно. -Затем задача предъявлялась подставной группе, которая давала ошибочный ответ. -Последним отвечал «наивный испытуемый», было зафиксировано 37% ошибочных ответов. Эксперименты С. Аша (1951)
Эксперимент С.Аша: результаты -Примерно 30% испытуемых давали неверную оценку, совпадающую с оценками «подставной группы». -Студенты из контрольной группы, отвечавшие на вопрос конфиденциально, практически не допускали ошибок. -70% студентов по меньшей мере один раз проявили конформность. -Только 25% сохраняли независимость суждений в ситуации группового давления. -Социальная поддержка: снижение конформности до 6%. Вывод С. Аша: люди демонстрируют конформность, т.к. хотят понравиться группе, быть принятыми, поступать «как все».
Эксперимент Милграма, он же «Тест Эйхмана». -Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. -Экспериментатор (V) требовал «учителя» (L), давать «ученику» (S) простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимать на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид,что получает удары). -Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В.
Общий результат выглядел следующим образом: один испытуемый остановился до 300 В, пятеро отказались подчиняться после этого уровня, четверо - после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В, оставшиеся 26 из 40 дошли до 450 В Вывод Милграма: это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета.