Инклюзивное образование: общая характеристика, принципы.
Инклюзивное образование Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах
Инклюзивное образование Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Школа для всех!
Восемь принципов инклюзивного обучения 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Восемь принципов инклюзивного обучения 2. Каждый человек способен чувствовать и думать
Восемь принципов инклюзивного обучения 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Восемь принципов инклюзивного обучения 4. Все люди нуждаются друг в друге
Восемь принципов инклюзивного обучения 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
Восемь принципов инклюзивного обучения 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Восемь принципов инклюзивного обучения 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
Восемь принципов инклюзивного обучения 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Л.С. Выготский Ребенок с ограниченными возможностями не должен исключаться из общества детей с нормальным развитием. Задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте.
История развития инклюзивного образования США, 1975 г. Закон об образовании для всех аномальных («закон об интеграции» Дания, 1980 г. Закон о реформе образования, предусматривающий введение принципа нормализации отношений с лицами, имеющими ограничение возможностей. Италия, 1971 г. Закон 118 о реформах школьной системы.
Условия необходимые для успешности интеграции (из опыта зарубежных стран) демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности; финансовая обеспеченность, создание адекватного ассортимента специальных образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с особыми образовательными потребностями в структуре массовой общеобразовательной школы; ненасильственный характер протекания интеграционных процессов, возможность выбора, альтернативы при наличии гарантированного перечня образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых системой образования общего назначения и специального образования; готовность общества в целом, составляющих его слоев и социальных групп, отдельных людей к интеграционным процессам, к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Реализация инклюзивного образования в России Свыше 4,5% детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из оценок ЮНЕСКО, 2,7 млн. российских детей нуждаются в специальной педагогической помощи постоянно и 3, 1 млн. детей нуждаются в такой помощи временно.
Реализация инклюзивного образования в России Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».
Реализация инклюзивного образования в России Цель современной школы - помочь каждому ученику (и с проблемами развития, и среднему, и талантливому) в достижении успеха, не допустить его исключения из жизни общества.
Получение профессионального образования В государственных вузах обучается более 24 тысяч инвалидов, в средних специальных учебных заведениях - более 14 тысяч, в учреждениях начального профессионального образования - более 20 тысяч человек.
Паралимпийские игры в Сочи
Пусть у меня нет ног, Но чувства же остались, Я видеть не могу, Но думаю все время, Не слышу я совсем, Но я хочу общаться, Так почему же люди Не видят моей пользы, Не знают моих мыслей, Общаться не хотят. Ведь я способна думать, Совсем, как остальные, О том, что окружает меня и всех других. «Больной - здоровый", "нормальный - ненормальный«? «Человек с ограниченными физическими возможностями" ! Корали Северс, 14 лет, Объединенное Королевство.
Для развития инклюзивного образования необходимы: 1. создание нормативно-правовой базы развития инклюзивного образования; 2. обязательная профессиональная переподготовка учителей, создание ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением опыта системы специального образования; 3. подготовка всех участников школьного сообщества; формирование позитивного общественного мнения и толерантного отношения; 4. разработка психолого-педагогических технологий сопровождения; вовлечение в процесс развития инклюзивных школ общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников.
Спасибо за внимание!