Подготовила: Карымсакова К.Ш,Аман М.Б Проверила: Тойшыбаева Г.К.
Определить, что такое метафора Выявить какими способами они выражаются Выявить национально-культурную специфику Предоставить анализы ученых Показать примеры метафор
Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле По частоте употребления и стилистической роли метафоры бывают Сухие или стертые Общепоэти- ческие Индивидуаль но-авторские
Сходство Формы (золотое кольцо – кольцо дороги) Местоположения (крыло птицы – крыло здания) Функций (перо птицы – перо стальное) Цвета (золотые серьги – золотая осень) Оценки (ясный день – ясный взгляд) Производимого впечатления (теплый чай – теплый прием) В способе представления действий (охватить руками – охватило беспокойство)
Языковая картина мира является одним из ключевых понятий когнитивной лингвистики. Она описывает реальность в понимании языковой личности. Языковое освоение элементов действительности возможно на материале культурных концептов, поскольку они являются фрагментами языковой картины мира. В.Н. Телия замечает, что "языковая картина мира, оснащенная метафорами, может угасать, не может долгое время сохраняться..., однако это не мешает объективному отображению действительности, поскольку эта картина узнается именно как картина и, как всякая метафора, расшифровывается Языковая картина мира
В метафорических сочетаниях прилагательные худой, слабый, тихий, кроткий подразумевают бедность. Например: "Тегіс семізбен бітім жасаған; арыққа рақым да бітім де жоқ" (М. Әуезов). "– Кедейдің бәрін бірдей көрмейсіздер ме? Сүрімді ұрлап, қолға түспей қашып кеткен қарақшыға сенеміз бе? Болмаса сына момын кедейлерге сенеміз бе?" (С. Мұқанов). А также в когнитивном сознании казахов содержание прилагательного плохой обозначает скрытую символику бедности, низкого уровня жизни: " Иә, сонымен, деді Әсия, әкем шаруа, нашар адам еді. Қазақ кедей кісіні шаман дейді ғой" (С. Мұқанов). В данном предложении бедный характеризуется как плохой человек. Эти примеры показывают, что люди воспринимают, осознают действительность посредством таких органов чувств, как зрение, обоняние, слух и т.д. и пропускают эти представления через свое сознание.
Метафора как универсальный инструмент познания, интегрирования в языковом сознании мышления, языка и культуры представляет безусловный интерес для лингвокультурологического исследования. Моделирующая роль процессов метафоризации в формировании концептуального каркаса этнолингвокультурного пространства предопределила обращение к наиболее значимым и традиционным средствам подобного конструирования - моделям метафоризации, в которых «источниками» служат слова-реалии таких семантических сфер, как «Мир природы», «Мир растений» и «Мир животных». Подобные традиционные лингвокультурные коды обладают своеобразной архетипической значимостью, во многом определяя особенности национального менталитета, и вместе с тем они действенны, актуальны и в качестве средств современного речемыслия.
1. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. – М., С. 173 – Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: Из – во Моск. ун - та, – 400 с. 3. Павиленис Р.И. Проблема смысла: Современный логико – философский анализ языка. – М., 1983, – 312 с. 1. Маслова. Когнитивная лингвистика. Минск: Тетра Системс, Попова, Стернин. Когнитивная лингвистика. АСТ, Восток-Запад, Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. Учебное пособие. / В. А. Маслова. – М., Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М., Краткий словарь когнитивных терминов. Е.С.Кубрякова, В.З.Демьянков, Ю.Г.Панкрац, Л.Г.Лузина. М.: МГУ Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка: Пер. с англ./Сост., ред., вступ. ст. В. В. Петрова и В. И. Герасимова.- М.: Прогресс, 1988: 7. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие. / Н. Ф. Алефиренко. – М., 2005.