Психодиагностика и психологический диагноз Малова Т.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этапы психодиагностического процесса по Корманну Схема психодиагностического процесса по Каминскому Предварительное исследование. Постановка вопроса. Проведение.
Advertisements

Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА СКП-ЛПБ-31 ИСМУХАМБЕТОВА АНАСТАСИЯ Виды психологических диагнозов.
Алгоритм проведения психологического обследования.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Диагностика в работе классного руководителя Занятие 2.
Психолого-педагогическое сопровождение при переходе из детского сада в школу педагог-психолог: МБДОУ 15, МБОУ «СОШ 7» Спасибко Н.Н.
Виды психологических диагнозов Выполнила : Самогина А.А. СКП-ЛПБ-31.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Педагог-психолог –Костерина О.В. Педагог-психолог –Костерина О.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Основы дифференциальной диагностики форм первичной и вторичной речевой патологии МОУ центр «Развитие»
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Возрастные особенности детей 6-7 лет
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗДЕЛУ « ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ » ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ МБДОУ 402 КАРТАШОВА АЛЁНА ВАЛЕРЬЕВНА.
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Диагностика в работе классного руководителя. комплексное изучение отдельных обучающихся класса и всей группы в целом обратная связь в педагогической системе,
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Логопедическое сопровождение Учитель - логопед Детский центр «Я и мама» Родионова Наталья Александровна.
Транксрипт:

Психодиагностика и психологический диагноз Малова Т.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГУ

План 1. Понятие психодиагностики и ее виды. 2. Принципы и специфика диагностики детей дошкольного возраста. 3. Процедура проведения диагностики. 4. Характеристика диагностических методик. 5. Психологический диагноз и психологическое заключение

1. Понятие психодиагностики и ее виды

Термин «диагностика» образован из 2-х частей: «диа» и «гнозис» = различительное познание. Психодиагностика – это распознание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и его последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения или принятия решения о возможном воздействии на это поведение в желательном направлении.

Виды диагностики Скрининговая диагностика Углубленная психологическая диагностика Динамическое обследование Итоговая диагностика

Принципы проведения диагностики (по Л.С. Выготскому): - комплексный подход к диагностике; - целостное и системное изучение ребенка; - динамическое изучение ребенка; - учет возрастных особенностей развития; - необходимость раннего диагностического изучения ребенка; - единство диагностической и коррекционной работы. 2. Принципы и специфика диагностики детей дошкольного возраста

Для качественной диагностики следует принимать во внимание: - физическое развитие и состояние ребенка; - психофизиологические особенности его возраста; - динамику физического развития (анамнез); - состояние слуха, зрения; - особенности развития двигательной сферы; - нарушения общей моторики; - координацию движений; - особенности работоспособности

Для качественной диагностики следует также принимать во внимание историю ребенка: - о семье, состав семьи; - знание о здоровье (протекание беременности и родов, здоровье матери, факторы рисков, хронические заболевания); - особенности воспитания ребенка (где, с кем, перемены в обстановке, например, развод, смерть); - развитие ребенка с рождения (речь, поведение, любимые игры, конфликты, требование, активность, эмоциональное поведение)

Специфика диагностики детей дошкольного возраста заключается: 1) в методах диагностики (преобладают мало стандартизированные методы; среди них ведущим является наблюдение); 2) в формах диагностики (приоритет отдается индивидуальной диагностике; к диагностике привлекаются родители и педагоги); 3) в целях и задачах (они связаны с задачами возрастного развития детей). Возрастная адаптация - основное требование к методическим средствам в психодиагностике дошкольников. 4) в особенностях постановки диагноза (он носит лишь вероятностный характер) и др.

Этапы психологического обследования (по Т.Д. Марцинковской): 1. Подготовительный этап (сбор медицинского, социально-бытового, педагогического и семейного анамнеза). 2. Адаптационный этап: знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества. 3. Основной этап: тестирование. 4. Интерпретационный этап: составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу). 5. Заключительный этап: - констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями воспитателями); - рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме 3. Процедура проведения диагностики

Неэкспериментальные ДиагностическиеЭкспериментальные - Наблюдение - Анкетирование - Беседа - Монографический метод - Анализ продуктов детской деятельности -Тестирование -Социометрия -Естественный эксперимент -Моделирующий эксперимент -Лабораторный эксперимент Какие методы не подходят для психологического исследования детей дошкольного возраста?

Правила тестирования детей дошкольного возраста (по Т.Д. Марцинковской): - удержание единой пространственной позиции психолога и ребенка ("глаза в глаза"); - предоставление первоначального свободного выбора сферы деятельности ("игра", "рисунок", "общение" и т.д.); - чередование сфер деятельности; - регламентация времени; - регламентация интеллектуальной нагрузки; - регламентация личностно-эмоциональной нагрузки; - дублирование тестов (методик) общей диагностической направленности; - варьирование процедуры тестирования

Этические принципы и правила работы педагога-психолога 1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. 2. Принцип компетентности. 3. Принцип беспристрастности. 4. Принцип конфиденциальности. 5. Принцип осведомленного согласия. 6. Правило взаимоуважения. 7. Правило безопасности применяемых методик. 8. Правило предупреждения неправильных действий заказчика. 9. Правило сотрудничества психолога и заказчика. 10. Правило профессионального общения с испытуемым. 11. Правило обоснованности результатов обследования. 12. Правило адекватности выбора диагностических методик. 13. Правило взвешенности сведений психологического характера. 14. Правило кодирования сведений. 15. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. 16. Правило корректного использования сведений психологического характера.

4. Характеристика диагностических методик ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ Методика "Запомни и расставь точки" Методика "Красно-черная таблица" ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ Методика "Придумай игру" Методика "Придумай рассказ" Методика "Нарисуй что-нибудь"

Диагностические методики ( продолжение ) ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ Методика "Чего не хватает на этих рисунках?" Методика "Узнай, кто это" Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?" Методика "Чем залатать коврик?"

Диагностические методики ( продолжение ) ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ (образно-логическое мышление) Методика "Нелепицы" Методика "Времена года" Методика "Исключение лишнего?" (предметный вариант) Методика "Исключение лишнего" (словесный вариант) Методика "Исключение понятий" Методика "Кому чего недостает?" Методика "Раздели на группы"

Диагностические методики ( продолжение ) ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ (Наглядно-действенное мышление) Методика "Обведи контур" Методика "Пройди через лабиринт" Методика "Воспроизведи рисунки" Методика "Вырежи фигуры" Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (по Керну-Йирасеку) Прогрессивные матрицы Равена

Диагностические методики ( продолжение ) Методика определения креативности (творческое мышление) Методика "Определение понятий" Методика "Сравнение понятий" Тест Гилфорда (модифицированный) Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления) Субтест 2. Последствия ситуации Субтест 3 а. Слова модификация для детей 5-8 лет Субтест 3 б. Слова модификация для детей 5-8 лет Субтест 4. Словесная ассоциация Субтест 5. Составление изображений Субтест 6. Эскизы Субтест 7. Спрятанная форма

Диагностические методики ( продолжение ) ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ Методика "Узнай фигуры" Методика "Запомни рисунки" Методика "Запомни цифры" Методика "Выучи слова" Методика "Определение объема кратковременной зрительной памяти" Тест для оценки непроизвольной зрительной памяти Тест для оценки произвольной зрительной памяти Тест для оценки оперативной вербальной памяти Тест "Запомни фразы" Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию

Диагностические методики ( продолжение ) ДИАГНОСТИКА РЕЧИ Методика "Выяснение пассивного словарного запаса" Методика "Расскажи по картинке" Методика "Определение активного словарного запаса" Методика "Назови слова"

Диагностические методики ( продолжение ) ДИАГНОСТИКА ЛЕВОРУКОСТИ Самые простые экспресс-способы диагностики леворукости Тесты Ф. Кречмера Тесты М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавского Тесты М. Озьяс Определение ведущего уха, ведущего глаза, ведущей ноги Несколько правил проведения тестов рукости Самотестирование для детей младшего и среднего школьного возраста Определение особенностей развития мелкой моторики ведущей руки Методика "Домик" (Н. Н. Гуткиной)

Диагностические методики ( продолжение ) ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Методика проведения теста Керна-Йирасека Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака Методика "Определение мотивов учения" Методика "Отношение ребенка к обучению в школе" Методика "Скульптура" Анкета школьной мотивации Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний" Методика "Беседа о школе" (Нежнова Т. А.) Материал к методике "Беседа о школе" (фронтальный вариант) Методика изучения психосоциальной зрелости детей Методика Е. Е. Кравцовой "Да и нет не говорите" Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе (А. Л. Венгер и др.)

Диагностические методики ( продолжение ) РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ Тест «Несуществующее животное» Тест «Рисование семьи» Методика «Дом-дерево-человек» Методика «Человек под дождем» Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф-Харриса

Важный этап психодиагностической работы психолога формулировка заключения об основных характеристиках изучаемых компонентов психического развития или формирования личности ребенка, иными словами психологический диагноз. Это центральный, по определению Л. С. Выготского узловой, этап, во имя которого развертываются все предшествующие и исходя из которого могут строиться последующие.

5. Психологический диагноз и психологическое заключение

Психологический диагноз (от греч. – распознание») (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности. Цель постановки психологического диагноза: оценка актуального состояния, прогноза дальнейшего развития детей и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА 1) Описательный диагноз – установление определенных психических (социально-психических) особенностей и симптомов. 2) Полный диагноз – оценка комплекса психических особенностей и симптомов в их взаимосвязи. Парциальный диагноз – определение особенностей проявления отдельных психических свойств, состояний или какого-то симптома. 3) Продолжительный диагноз осуществляется периодически на протяжении значительного временного отрезка. Эпизодический диагноз проводится разово.

СТУПЕНИ ИЛИ УРОВНИ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА (по Л.С. Выготскому) 1. Симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов 2. Этиологическая диагностика, учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие. 3. Высший уровень типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лично­сти.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОТСТАВАНИЯ В РАЗВИТИИ 1. Отставание, связанное с органическими нарушениями нервной системы и требующее клинико-психологической или медицинской диагностики и теории. 2. Временное отставание и неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ (по М.М. и Н.Я. Семаго) А. Общая часть заключенияБ. Специальная часть 1. Основные паспортные данные ребенка. 2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию. 3. Наиболее важные анамнестические данные. 4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность). 5. Сформированность регуляторных функций. 6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект). 7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы. 8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения. 1. Психологический диагноз. 2. Вероятностный прогноз развития. 3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Таким образом, психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально- психологических особенностей личности с целями: - оценки их актуального состояния, - прогноза дальнейшего развития, - разработки рекомендаций, определяемых задачами обследования.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!