ЗАПАДНО – КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА Самостоятельная Работа Студента Специальность: Общая медицина Кафедра: Кафедра детских болезней 1 с неонатологией Дисциплина: Основы детских болезней Курс: 4 Тема: Беседы с матерью или ухаживающим за ребенком по организации режима, ухода и вскармливания детей. Форма выполнения: Презентация Выполнила: Бексейтова Д. Группа: 423 Б Проверил(а): Волошина Л.В. Актобе-2018 г.
План работы: Введение Условия консультирования Обучение матери Режим, уход, вскармливание ребенка Заключение Список литературы 2
Введение Консультирование по вопросам вскармливания и ухода за ребенком двустороннее общение между матерью (родителями) и медицинским работником, целью которого служит предоставление ей (им) исчерпывающей и подробной информации о вскармливании и уходе за здоровым ребенком, о признаках, свидетельствующих о неблагополучии и вероятном заболевании, об уходе и чётком выполнении всех рекомендаций по лечению, если заболевший ребенок остаётся дома, а также помощь матери в принятии информированного решения. 3
Матери, нуждающейся в консультации, следует сказать, что она всегда может попросить о встрече или связаться с врачом или медицинской сестрой. Благодаря сохранению системы дородового и послеродового патронажа акушерка, детская сестра и врач-педиатр могут осуществлять эффективное консультирование женщины в отношении грудного вскармливания на всех этапах дородовой и послеродовой медицинской помощи. 4
5
Одним из важных условий успешного консультирования по вопросам грудного вскармливания служит владение навыками установления и поддержания контакта. Прежде чем обсуждать с матерью вопросы кормления грудью, необходимо побеседовать о самой женщине, её трудностях и проблемах. Успешное кормление грудью во многом зависит от состояния матери, её самочувствия, от наличия жизненных проблем, которые, возможно, не позволяют сосредоточиться только на уходе за ребенком. Члены семьи, наравне с другими авторитетными для матери людьми, способны поддержать мать и повлиять на успешное грудное вскармливание. Для того чтобы оказывать поддержку, членов семьи должны быть проинформированы. 6
Подготовку к грудному вскармливанию следует начинать уже во время беременности. Женщине необходимо предоставить следующие сведения. Грудное молоко самый лучший продукт питания для ребенка, который по своему качеству не зависит от конституции женщины и диеты. Грудное молоко защищает ребенка от инфекций. Кормление грудью положительно сказывается на состоянии здоровья самой матери. Размер и форма груди, сосков не влияют на процесс грудного вскармливания. Кормление грудью не может «испортить фигуру» женщины. Рождение ребенка всегда сопровождается изменением формы груди и телосложения, независимо от грудного кормления. Длительное и полноценное грудное вскармливание, наоборот, способствует снижению избыточной массы тела. Кормление грудью сопровождается появлением глубокого эмоционального единства матери и ребенка, что играет большую роль в их дальнейших взаимоотношениях. 7
8
Сестра узнает о самочувствии матери, соматическом и психическом здоровье и состоянии лактации, характере питания, осматривает молочные железы. При проведении осмотра матери даются рекомендации по охране своего здоровья: дневной отдых, разнообразная пища, усиленный питьевой режим, соблюдение личной гигиены (ежедневно принимать душ или мыть тело до пояса, ежедневно менять бюстгальтер, мыть руки после прихода с улицы, перед пеленанием и кормлением ребенка и т. д.). 9
Обучение матери Медицинская сестра обучает маму режиму дня и питанию для улучшения лактации, правильному вскармливанию ребенка, уходу за ним, методом вскармливания, убеждает родителей в необходимости регулярно наблюдаться у врача и выполнения всех его рекомендаций. Обучает маму и всех членов семьи технологии психоэмоционального общения с ребенком. Для успешного общения с ребенком необходимо знать уровень его возрастных потребностей и возможностей общения. 10
Так новорожденным до 1 месяца нравится: сосать; прислушиваться к повторяющимся негромким звукам; сосредотачивать внимание на движении и свете; находиться на руках, особенно когда его убаюкивают. Совет матери: даже если ребенок находится на искусственном вскармливании, во время кормления необходимо брать его на руки. 11
Обучение мамы правильному выполнению ежедневных для малыша манипуляций обработка пупочной ранки; купание ребенка; подмывание; обработка носика, ушей, глаз; уходу за ногтями. 12
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ Важнейшей частью рационального питания является правильный режим питания, который включает в себя: определение суточного объёма пищи; кратность и время приема пищи; сроки введения необходимых продуктов и прикормов. 13
Все смеси делятся на две группы кислые и пресные молочные смеси. Смеси могут быть адаптированными и неадаптированными В течение многих лет отечественная школа педиатров считала наилучшим заменителем грудного молока кефир. Действительно, при использовании кефира улучшается усвояемость белка вследствие его частичного расщепления при сквашивании. Кефир способствует нормализации микрофлоры кишечника, стимулирует перистальтику, подавляя рост патогенной микрофлоры. 14
Независимо от того, спит ребенок или бодрствует, необходимо гулять с ним на свежем воздухе в большое количество времени. В теплое время года на улице можно находиться почти весь день. Зимой ограничение температуры градусов мороза. Не стоит выходить гулять при резком холодном ветре и дожде - лучше ограничиться лоджией или балконом или верандой. 15
16
Заключение Консультирование это не только советы, как надо кормить грудью, но и укрепление уверенности матери в правильности того, как она ухаживает за ребенком, в том, что грудное вскармливание лучшее, что она может дать своему ребенку. Консультирование включает также помощь в принятии матерью самостоятельного правильного решения в случае каких-либо трудностей. 17
Список использованной литературы: Детские болезни, Н. П. Шабалов, 7-е издание, переработанное и дополненное, Санкт-Петербург, 2013 г. Детские болезни, Геппе, Лыскина, Горелов, ГЭОТАР-Медиа, 2018 г. Справочник педиатра, Шабалов, Арсентьев, Анциферова, Питер, 2018 г.
Критерии оценки презентации (оценочный лист) Критерии выполнения 0-0,10,2-0,30,4-0,5 1Оформление презентации 2План презентации 3Иллюстративный материал 4Актуальность 5Содержание 6Выводы/заключение 7Литература 8Своевременность сдачи в соответствии с графиком СРС ИТОГО 0,0 -0,1 критерий не выполнен; 0,2-0,3 критерий выполнен с замечаниями; 0,4-0,5 критерий выполнен