Оноре Домье ( )
Французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. Будучи сыном марсельского стекольщика, он вместе с семьей переехал в Париж в 1816 году. Там получил образование у Ленуара, также обучался литографии. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа.
o Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий- иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. o С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом. o Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, печатной формой для которой является поверхность камня), будучи человеком, ненавидящим всякое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. o Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени.
Литография «Гаргантюа» (1831) - карикатура на Луи Филиппа(лейтенант- генерал королевства), изображенного заглатывающим золото и «отдающим» взамен ордена и чины. Уже в этом графическом листе художник, преодолевая перегруженность композиции и повествовательность, тяготеет к монументальной, объемно- пластической форме, прибегает к деформации в поисках наибольшей выразительности лица или предмета. После того как Оноре Домье нарисовал карикатуру, художника посадили на полгода в тюрьму.
«Законодательное чрево» (1834) Перед зрителем предстают члены парламента Июльской монархии. Широкие скамьи, расположенные в виде амфитеатра, дают возможность разглядеть каждого, и современники Домье, без труда узнали «правящих мира сего». Лица депутатов выражают абсолютное безразличие к тому, что происходит. Они беседуют между собой, читают, дремлют и бесконечно далеки от интересов народа. Их тучные фигуры высовываются друг за другом, лица, заплывшие жиром и напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности.
Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Литография изображает трагический финал рабочих восстаний 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Страшным пятном из мрака выплывает фигура мертвого мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. В тени распласталась женщина. В этой гравюре дарование художника проявилось наиболее полно. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты черного и белого. «Улица Транснонен» 1834 г.г.
В карикатуре показано мелкое тщеславие буржуа, готовых на всё, лишь бы их портрет появился на престижной художественной выставке. Это напоминает стремление некоторых представителей современной нам богемы, деловой и политической элиты любой ценой попасть в различные «глянцевые» рейтинги. «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке!» 1857 г.
Образ Дон Кихота, как смешного и слабого физически человека, который очень остро ощущает несправедливость окружающего мира и демонстрирует силу духа над силой тела, у Домье передан весьма оригинально. Автор отказался от точных линий и реалистичного изображения – лица у героя нет, вместо одежды обобщённые мазки, едва угадывается фактура окружающей обстановки. Домье демонстрирует художественный гротеск для точной передачи эмоциональной составляющей образа. Мастер будто хочет сказать: здесь абсолютно не важна фигура человека – он стремится передать образную, смысловую суть Дон Кихота. « Дон Кихот» 1870 г.
Новый взлёт творчества художника пришёлся на 1848 г. время Февральской революции. Стиль Домье несколько изменился, он стал более динамичным. Литография «Последнее заседание экс-министров» (1848 г.) изображает паническое бегство кабинета министров Луи Филиппа при виде юной девушки аллегорической фигуры Революции.
Картина «Прачка» была написана в 1861 году, и живописцу удалось настолько ярко и монументально передать женский образ, что общество сравнивало эту картину со скульптурами Микеланджело. На картине молодая еще, не старая женщина поднимается по высокой лестнице с маленьким сыном. Тюк с мокрым бельем от тяжести скатывается все ниже, большие, сильные руки покраснели от холодной воды, однако, сейчас женщину заботит не это. Видно, что мальчик с трудом поднимается по ступенькам, и мать поддерживает его словом.